Новость в три строки о вводе нового муниципального автобусного расписания, опубликованная на прошлой неделе челябинской мэрией, имела непропорционально большой к объёму самого текста отклик интернет-аудитории.
Продолжение следует
С 23 августа (а фактически намного раньше) в Челябинске установлено новое расписание движения муниципальных автобусов. В нём 33 маршрута, на три меньше, чем в прежнем. По словам чиновников, необходимость изменений продиктована неравномерностью загрузки автотранспорта.
- Был проведен анализ пассажиропотока, и выяснилось, что на части маршрутов мы имеем дефицит подвижного состава, то есть не успеваем перевозить всех людей, а на других, наоборот, избыток. Мы перераспределили автобусы и таким образом уравновесили их загрузку. Естественно, это привело к тому, что некоторые номера стали ходить несколько реже обычного, - пояснил нашей газете начальник управления транспорта Камил МАМАТКАЗИН.
Сравнение нового расписания со старым показало, что речь идёт не только и даже не столько о перераспределении. Новые рейсы появились на четырёх маршрутах: 16, 23, 42 и 64. Общий прирост - 84 рейса. Одновременно с этим отменено 519 рейсов на 24 маршрутах. Больше всего - на 7, 13, 18, 21 и 44. То есть корректнее было бы назвать этот процесс сокращением или оптимизацией. О её цели можно было бы догадаться и без подсказок власти: абсолютно все манипуляции с муниципальным транспортом в этом году производятся под флагом экономической целесообразности. И в принципе такой подход понятен, если вспомнить что долги муниципального транспорта в Челябинске достигли 400 млн рублей.
Наученное опытом начальство поспешило оговориться: это не окончательный вариант, изменения будут вноситься по мере поступления нового подвижного состава. Речь, видимо, о полусотне новых ЛиАЗов, которые частично заменят собой списанные «икарусы». Вряд ли людей это успокоило. Скорее, дополнительно насторожило: ещё свежи воспоминания о том, как входил «в штатный режим» Северный автовокзал на «Юности».
После шести - пешком
Основные претензии, предъявляемые новому автобусному расписанию, - слишком раннее окончание их «рабочего дня» и длительные интервалы. В последний рейс в большинстве случаев транспорт отправляется с конечной остановки до 20.00. В отдельных случаях - даже до 18.00. Интервалы меняются от 5-10 минут днём до 30 и более после вечернего часа пик. Холодный математический расчёт правильно подсказал, что «возить воздух» в это время невыгодно, однако едва ли человеку, который за неимением альтернативы добирается домой пешком, на маршрутке или даже на такси, прибавит радости мысль, что власть имущие видят сначала свой кошелёк, а уже потом человека.
Даже в Китае, где о правах личности имеют своеобразное представление, общественный транспорт движется с интервалом не более пяти минут, а проезд при этом стоит 1 юань, то есть меньше 5 рублей. Об этом нам рассказал недавно побывавший в Поднебесной Юрий Костюков, федеральный льготник и держатель проездного, не имеющий возможности им воспользоваться, потому что с работы возвращается после восьми вечера. Нужный ему общественный транспорт в это время уже не ходит.
- Может, нам пора у китайцев поучиться организации пассажирских перевозок? - задался он вопросом.
Серьёзное упущение, на которое обращают внимание горожане, - анализ пассажиропотока делался летом. Студентов крупных вузов, таких как ЧелГУ и ЮУрГУ, 1 сентября может ожидать неприятный сюрприз в виде переполненных автобусов. Обращает на себя внимание и нестыковка расписания со временем занятий в вузе.
Заявлялось, что реформирование муниципального транспорта задумано в том числе и с целью цивилизовать рынок пассажирских перевозок, предложить людям сервис нового уровня, спихнув за борт частников с их разваливающимися на ходу «газелями» и ПАЗиками. Новое же автобусное расписание, по крайней мере в первом рассмотрении, кажется написанным специально для коммерсантов.
Говорить одно, а делать другое - к этому в политике муниципалитета мы уже привыкли. Сказали вот: на разворотной площадке у «Синегорья» будут ночевать троллейбусы. По официальной версии именно ради этого пришлось принести в жертву целый автовокзал и спокойствие тысяч южноуральцев. Но, совершив ночную поездку на «конечку», мы не обнаружили там ни одного троллейбуса. Куда они делись - второй вопрос. Куда интереснее было бы узнать, ради чего тогда на самом деле разыгрывалась трагикомедия с автовокзалами.
Смотрите также:
- «Автобусы не должны стоять на красном». Камил Маматказин – о будущем челябинского общественного транспорта →
- Хорошо стоим. Есть ли альтернатива автомобильным пробкам? →
- Кто догонит маршрутку? →