Кино в «Знамени» смотрел сам Колчак?

   
   

100 лет в этом году исполняется старейшему челябинскому кинотеатру «Знамя» - это единственный кинотеатр в городе, где фильмы демонстрировались с дореволюционных лет и вплоть до нашего времени.

Правда, название изначально у кинотеатра было другое - «Люкс». Интересно, что прежнее это название более подходит нашей современности - время делало круг. И само слово «кинотеатр» в ту пору было неизвестно - в ходу было «электротеатр».

Кто видел «Невесту в брюках»?

Открылся «Люкс» в 1910 году - как и сейчас, это был самый центр Челябинска - улица Уфимская (нынешняя Кирова). Примечательно, что решение о строительстве принял, пожалуй, самый известный дореволюционный городской голова Челябинска – Александр Бейвель. Именно при нем в городе впервые появились электричество, телефонная связь, постоянный мост через реку Миасс, водопровод, ремесленное и реальное училище.

Поэтому вполне заслуженно на стене кинотеатра красуется памятная доска с именем Бейвеля.

У «Люкса» была собственная электростанция, которая находилась в подвале. Фильмы демонстрировались при помощи техники фирмы «Браун» - самой передовой для своего времени. Для зрительного зала были закуплены подъемные кресла, работала вентиляция.

   
   

Электротеатр «Люкс» сразу же стал популярен у горожан. К слову сказать, уже в 1910 году электротеатров в Челябинске было не менее десяти, но «Люкс» пользовался всеми выгодами своего месторасположения.

Есть легенда - правда, не подтвержденная никакими документами, что челябинский электротеатр посещал Александр Колчак во время визита в Челябинск. В те мирные дни будущий правитель России был адмиралом, полярным исследователем.

Были в кинотеатре и другие почетные гости - например, оператор Александр Дранков, снимавший в Челябинске переселенцев. Известен этот оператор тем, что оказался единственным, кому довелось снять Льва Толстого на кинопленку. Между прочим, снимал он писателя тайком, так что этого оператора можно называть и первым папарацци.

Репертуар обновлялся два раза в неделю, то есть чаще, чем в современных кинотеатрах. Каждая картина шла не более трех дней. Впрочем, такая скорость объяснялась еще и продолжительностью самих фильмов - не более 15 минут. Так как первые картины были немые, смотрели их под музыку - не только пианино, но и скрипки. От музыкантов требовались импровизировать, быстро находя музыку к соответствующей сцене на экране.

Известно даже, кто поставлял фильмы - прокатная фирма «Братья Каплун», которая считалась крупнейшей на территории от Поволжья до Сибири. В газетах шла реклама. Жанры фильмов подчас были самые неожиданные. Вот как, например, афишировалась очередная картина в газете «Голос Приуралья» - «Стой, ямщик, не гони лошадей» Инсценировка популярного романса. Рекламируемая сенсационная кинопьеса вследствие большого ее успеха задержана Самарским театром и безотлагательно пойдет в «Люксе» в первых числах марта».

Особенно зрители любили мелодрамы и исторические картины. Демонстрировались иногда и, как бы сейчас сказали, боевики - например, фильм под весьма интригующим, хоть и заковыристым названием «Цивилизация человеческого зверства». Демонстрировались и документальные фильмы - их назвали «картины с атуры». Как и сейчас, были и российские, и зарубежные фильмы. Правда, популярностью пользовались больше не американские, а французские картины - например, с участием актера Макса Линдера.

В «Люксе» устраивались и детские сеансы - обычно в каникулы. Сохранились сведения о бесплатных сеансах для гимназистов.

Сейчас довольно забавно читать репертуар тех лет. Тут тебе и комедии, и ужасы, и даже, вероятно, эротика. Думается, названия некоторых картин привлекли бы внимание и современных зрителей: «Невеста в брюках», «Среди живых мертвецов», «Ее любили трое», «Сети зла», «Мертвые повелевают».

Попкорн и колу тогда зрители не жаловали, в ходу были другие угощения. В фойе электротеатра находился буфет, где торговали кофе, соками, пряниками, сушками. Интересно, что попробовать можно было и восточные сладости, которые поставлялись из торгового дома Валеева, благо, что находился магазин по соседству.

Смотрели обычно по несколько фильмов за раз, а в перерывах были антракты с участием местных и гастролирующих артистов. Проводились и лотереи с розыгрышем призов и билетов.

Время влияло на репертуар. Так, когда началась первая мировая война, выручка от ряда сеансов передавалась в пользу раненых. А на экранах появились картины, призванные укреплять патриотический дух - например, «Кровавый Восток».

На угле и воде

После революции в 1918 кинотеатр сменил свое название на «Знамя». Пришлось немного потесниться - часть здания заняла областная потребкооперация. Она и поныне здесь - здание явно обладает свойством консервировать учреждения, однажды обосновавшиеся в его стенах.

Первые звуковые фильмы начали демонстрироваться в Челябинске в 1931 году, а цветные - с 1936 года. Правда, пленки тогда относились к легковоспламеняющимся материалам – помните сцену в недавнем фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки»? Там антифашисты устроили грандиозный пожар именно при помощи груды кинопленок.

В «Знамени» также случались пожары. Зрители советских лет помнят, как часто пленка плавилась прямо на экране. Это происходило, когда пленка застревала в проекторе. Лампы там стояли мощные, да еще изображение проецировалось через линзу, так что пленка при остановке сгорала в один момент. Первые проекторы, кстати, работали при помощи углевых стержней, а охлаждались проточной водой.

В годы Великой Отечественной войны кино было одним из немногих развлечений, а так как работали люди допоздна, последний сеанс в кинотеатре заканчивался во 2 часу ночи.

В 60-ые годы «Знамя» приобрел известность, как центр документального и элитарного кино. Здесь побывали многие мастера советского экрана - Ладынина, Крючков, Артмане, Лановой, Самойлова, Гурченко, Никоненко, Теличкина, Румянцева, Юматов, Дюжева, многие другие.

Но, конечно, наибольшей популярностью пользовались зарубежные фильмы - особенно с намеком на «запретный плод». Как вспоминает старейший киномеханик Валентина Дудникова, проработавшая за проектором более 30 лет, в дни, когда демонстрировались американская «Аэробика» и польские «Новые амазонки», невозможно было сквозь толпу пройти к рабочему месту. Целые легенды слагались про меховой бюстгальтер героини Рэйчел Уэлч из картины «Миллион лет до нашей эры».

Сейчас, конечно, «Знамя» кажется скромным рядом с современными развлекательными комплексами - тем не менее, следует помнить, что кино в Челябинске началось с этого старинного здания на Кировке.

Смотрите также: