Челябинец своими руками создаёт модели первых в мире авто

   
   

 Но есть люди, которые начинают интересоваться игрушечными машинами уже в более чем зрелом возрасте. И это не игра - дело серьёзное.

Челябинец Юрий Сергин не просто коллекционирует модели автомобилей - он их делает собственными руками. Причём не все подряд, а только самые первые модели, выпускавшиеся на самой заре автомобилестроения.

Спицы из булавок

Сейчас в коллекции Юрия Сергина 42 модели, а если учесть и покупные, то более 300.

- С обычных моделей, которые можно купить в магазине, всё и началось, - рассказывает Юрий. - Но меня всегда интересовали старинные автомобили, а такие модели практически не выпускались. Или же они были, но очень дорогие. Вот тогда и решил сам взяться за дело.

Идея пришла во время долгих зимних каникул - почти все дни отдыха ушли на создание первой модели. На одно только колесо потребовалось три дня. Сейчас-то, конечно, руку наш мастер набил и выдаёт примерно по одной модели в неделю.

Заготовки делаются из винила - того самого, что идёт на сайдинг. По словам Юрия, материал очень хороший, легко гнётся и крепится.

- Одно плохо, уж больно вонюч! - вздыхает Юрий. - Поэтому я никогда бы не стал обшивать дом сайдингом, при пожаре - это верная гибель от удушья…

Спицы колёс изготавливаются из иголок и булавок, но если только спицы у прототипа были действительно металлические. У многих первых авто спицы и сами колёса делали из дерева -

в этих случаях Юрий использует зубочистки.

   
   

С каждым автомобилем (реальным, конечно) связана своя история. Вот, например, «Даймлер-Мотокюче» 1886 года - основатель ныне всемирно известной автомобильной фирмы сделал её из пролётки, а первым пассажиром выступила жена. А вот первый автомобиль «Квадроцикл», собственноручно изготовленный Генри Фордом ещё в молодости.

Автомобиль получился настолько большим, что не смог выехать со двора - пришлось Форду разбирать ворота.

Есть в коллекции и первые автомобили Италии, Австро-Венгрии. И, конечно, нашей страны - это «Яковлев-Фрезе» 1896 года. - Машина неплохая, но считалась устаревшей, - вздыхает Юрий. - Мы уже тогда не поспевали за автомобильными державами.

Достойна упоминания «Виктория» - разновидность «Бенца». На этом автомобиле впервые появился механизм, который позволил сделать передние колёса поворотными - прежде передние колёса скреп-

ляла жёсткая ось, и поворот машины представлял совсем не простой манёвр. В тогдашних автомобилях вообще многое было для нас непривычным - даже руль был не только в виде колеса, но и в форме так называемого «коровьего хвоста». Тормоз представлял собой огромный рычаг, который останавливал колёса самым обычным способом, как на велосипеде. А солидная скорость в то время - 15 километров в час.

- Немцы тогда были законодателями мод, - рассказывает Юрий Сергин. - Автомобили стоили очень дорого - по стоимости равнялись хорошему дому. Далеко не всякий тогдашний миллионер мог позволить себе авто. Всё дело в том, что каждое авто было, по сути, ручной работой - в год выпускалось всего 11-12 машин! У нашего «Руссо-Балта» потому и было столько разновидностей, что каждый заказчик получал индивидуальную модель. Потом, когда Форд запустил свой конвейер, всё, конечно, изменилось.

С пару, с жару

Но далеко не сразу автомобили стали привычными. Мало кто знает, что машинам с двигателем внутреннего сгорания пришлось ещё долго соседствовать с паровыми машинами. Само слово «шофёр» в переводе с французского означает «кочегар».

В США ещё в 1932 году более половины всех авто составляли работающие на пару. Они были первыми, но неудобными в эксплуатации. Так, в одной из моделей было предусмотрено место для человека, который следил за цветом трубки двигателя - как только из белой она становилась красной, машину приходилось останавливать. В другой раз одно авто перегоняли из одного конца Франции в Париж, и машина ехала, как выразились члены экипажа, «от кузницы до кузницы».  Специалисты были уверены, что авто не приживутся - слишком часто ломались, да и топливо было очень дорогое.

- Модели - моделями, а вот с настоящими машинами у меня как-то не сложилось, - рассуждает Юрий. - Хотя работаю я на ЧТЗ, и отец у меня к технике неравнодушен. Первый мой опыт создания полномасштабного механизма - пытался из мотороллера «Тула» 1966 года выпуска сделать мини-трактор поле пахать. Но это чудо больше тарахтит, чем работает. Нет, с моделями мне интереснее!

Смотрите также: