Специалисты предупреждают, что если не принять срочных мер, список городов, испытывающих жажду, может расшириться. Опыт прошлых лет показывает, что влажные и жаркие сезоны в регион приходят циклично - есть большая вероятность, что и следующее лето будет очень сухим.
Пришло время экономить?
В этом году недостаток воды ощутил такой крупный город, как Магнитогорск. Источники питьевой воды здесь - они в основном подземные - серьёзно оскудели. Не исключено, что городским властям совместно с «Водоканалом» придётся разработать программу по очистке реки Урал. Другого выхода нет - если засушливое лето повторится, подземные источники Магнитку уже не спасут.
Куда серьёзнее ситуация в Каслях - об этом наслышана вся область. Как известно, тут в результате пересыхания Зацепинского пруда, который является основным источником питьевой воды, была использована вода из Заводского пруда, в результате в систему водоснабжения города проникла вредная микрофлора. Пришли в полную негодность фильтры, дренажные установки. Были выделены средства из областного бюджета, чтобы справиться с ситуацией и очистить систему, подключив снабжение из озера Киреты. Были привлечены специалисты из Челябинска и даже Новосибирска. К 8 октября в квартиры каслинцев должно вернуться нормальное водоснабжение.
Впрочем, проблемы у Каслей начались ещё до пересыхания Зацепинского пруда. По иронии судьбы город страдает от жажды, тогда как его окружают пять озёр - Иртяш, Большие и Малые Касли, Киреты и Сунгуль, а также река Исток. Другое дело, что проку от этого мало, так как из соседнего Снежинска канализационные стоки попадают в озеро Силач, а потом в Сунгуль и в остальные озёра - все они объединены в общую систему водоёмов.
Река Исток тоже пострадала от засухи, а также от работы многочисленных частных предприятий, расположившихся по её берегам.
Сейчас вся надежда на озеро Киреты. Но выдержит ли оно возросшую нагрузку, если засуха повторится?
В Златоусте уровень воды в питьевых источниках понизился в 5 раз, городские власти вынуждены были пойти на ограничения в водоснабжении в жилом секторе и на промышленных предприятиях. С 23 и до 5 часов утра давление в трубах снижают - вода подаётся только на первые этажи. Предприятия будут получать воду только утром и вечером.
Упор делается на ликвидацию утечек, установку приборов учёта и контроля, которые позволят снизить потребление.
Неприятно, неудобно, но иначе никак - надо продержаться до паводка. Ведь дефицит воды может привести к тому, что Златоуст будет не только страдать от жажды, но и попросту замёрзнет - система теплоснабжения тоже зависит от воды.
Примечательно, что понижение уровня воды тут отмечалось ещё с 2003 года. Специалисты пугают тем, что неблагоприятная ситуация с выпадением осадков может сохраниться в окрестностях до 2014 года.
Конечно, по сравнению с Каслями положение тут более спокойное - есть два крупных водохранилища, Тесминское и Айское. Но следует поторопиться - местные власти уже приступили к гидрологическим исследованиям. Планируется пробурить не менее двадцати новых скважин, что потребует 2,5 миллиона руб-лей, а всего на решение проблемы необходимо не менее 80 миллионов рублей. Таких денег в местном бюджете нет, а значит, и Златоусту, как и Каслям, придётся просить помощи из областного бюджета.
Что касается Челябинска, то ситуация здесь пока более-менее благополучна. Но жители областного центра ещё не забыли, как неприятно пахла вода в начале лета - засуха привела к обильному цветению воды, что вынудило применять коагулянты в большем количестве. Старожилы же ещё помнят, как в 70-е годы серьёзно обмелело Аргазинское водохранилище, служащее основным источником питьевой воды для Челябинска - у самой плотины даже росли камыши.
1975 год ничему не научил
Именно про страшную засуху 1975 года чаще всего вспоминают сейчас специалисты. Но тогда и населения в Челябинской области было меньше, и предприятий различных форм собственности, и, соответственно, потребления.
- Нечто подобное уже было в 1998 году, но тогда запасов хватило, - говорит начальник отдела водных ресурсов по Челябинской области Нижне-Обского бассейнового вод-ного управления Владимир Середа. - А потом началась череда влажных лет, и о проблеме снова забыли.
Между тем лишь два водохранилища в области могут снабжать нас на протяжении нескольких лет - это Аргазинское и Верхнеуральское. Магнитогорск питьевой водой снабжают Малокизильское, Верхнекизильское и Янгельское месторождения подземных вод. Маловодье привело к их истощению. Ресурсы Верхнекизильского месторождения восстанавливаем путём залповых сбросов из Верхнеуральского водохранилища, по Янгельскому месторождению понемногу помагают нам соседи из Башкортостана. Но если половодье окажется слабым, без режима экономии не обойтись. Челябинск продержится на Аргазинском водохранилище, даже если и следующий год будет засушливым. Но может быть падение качества - уровень воды уже понизился на 3 метра. Не надо забывать и о том, что есть отложения сульфата - спасибо Карабашу. При понижении уровня воды это неизменно скажется на её качестве.
А вот Златоусту нужно новое водохранилище - три уже имеющихся вмещают 15 миллионов кубометров при потребности города в 18 миллионах. Запас, конечно, есть, но его хватит только до февраля, то есть он кончится за два с половиной месяца до половодья.
Соседний Миасс продержится до марта. Пока его спасает откачка воды из Тургояка - мало кто знает, что это озеро является регулируемым водоёмом, тут есть плотины. Кыштыму необходим переброс из Долгобродского водохранилища.
- На самом деле проблемы с водой есть практически на каждой территории,- продолжает Владимир Середа. - Очень многие мероприятия, запланированные после засухи 1975 года, так и не были доведены до конца. Взять то же недостроенное Киалимское водохранилище - если бы в своё время проект был закончен, сейчас не было бы проблем ни у Чебаркуля, ни у Миасса. Новозлатоустовское водохранилище решило бы на многие десятилетия проблемы водоснабжения Златоуста.
А сейчас даже в Курганской области обеспеченность водой лучше, чем у нас. Да, мы гордимся тем, что нашу область называют краем озёр, но ведь 70% южноуральских озёр нельзя использовать в качестве источника питьевой воды! По сути, спокойно можно задействовать лишь 5-6 озёр, остальные либо горькие, либо солёные. И реки нас не спасут, потому что мы находимся в верховьях рек.
Выходит, что без строительства водохранилищ не обойтись. Но дело это очень недешёвое - чтобы реализовать не самый крупный проект объёмом в 50-60 миллионов кубометров воды, потребуется более 1 миллиарда рублей. Объект же размером с Аргазинское водохранилище стоит не менее 10 миллиардов. И это ещё не считая мероприятий по выкупу земли у собственников, сносу леса, вывозу земли.
Другое дело, что столь крупные водохранилища и не нужны - положение спасут относительно небольшие. Так, может, стоит потратиться, а не надеяться на небеса и не ждать дождей или обильного паводка?
Смотрите также:
- Озера Южного Урала мелеют, в то время как 20% воды теряется из-за утечки в трубах →
- Чего мы жаждем? Когда-то Южный Урал называли «водное Сколково» →
- Паводок и засуха: запастись водой и не утонуть →