Прописка по Булгакову. Новые правила временной регистрации будут ждать лучш

   
   

А могло быть как в Петербурге несколько дней назад: очереди в отделения Федеральной миграционной службы из сотен взволнованных горожан с заявлениями, запрещающими без их разрешения поселять в их домах новых жильцов. Поздняя, но бурная реакция общественности вынудила власти фактически вернуть ранее действовавший порядок.

Задумка сама по себе была неплохая: избавить россиян от беготни, нервотрепки и собирания бумажек ради штампика в паспорте. Постановление правительства страны №885 разрешало уведомлять органы регистрационного учета о месте своего временного проживания по почте или интернету, в частности посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Даже за свидетельством о регистрации не обязательно было приходить – оно могло быть отправлено почтой по адресу, указанному в заявлении. Правда, лишь в случае, если хозяин жилища был не против. О чьем-то намерении у него поселиться он информировался все так же, по почте, и если в течение трех дней от него не поступало возражений, дело считалось сделанным.

Казалось, государство предусмотрело все: даже если хозяин квартиры не успел сказать свое «нет» в отведенный срок, он в любой момент мог избавиться от приживалов. Или превентивно обезопасить себя от них с помощью так называемого «блокирующего заявления». Тем не менее, юристы и блоггеры подняли в интернете шум: упрощение процедуры грозит законным владельцам жилья серьезными проблемами и готовит благодатную почву для деятельности мошенников.

Рисовались жуткие картины. Скажем, возвращаетесь вы из отпуска, но не можете попасть в квартиру – не подходит ключ. В почтовом ящике вы находите двухнедельной давности уведомление на ваше имя о том, что у вас желают погостить несколько незнакомых вам товарищей. Воспользовавшись отсутствием хозяина и правом на проникновение в жилище, которое дает временная регистрация, они вскрыли квартиру и поменяли замок. Не без труда, через суд и полицию, но вам удается их выселить, но вместе с ними из квартиры исчезает несколько ценных вещей. Доказывать, что они там были, – дело хлопотное и малоперспективное. Положение усугубляется после прихода квитков за коммунальные услуги и телефон. А если ваши незваные гости были наркоторговцами? Или скрывались от авторитетных «братков»? Увлеченный как снег на голову новыми заботами, вы можете и не заметить вселения очередной партии «квартирантов». Человек, эдак, пятнадцати…

Специалисты Федеральной миграционной службы неоднократно уверяли, что такой булгаковский сюжет в реальности невозможен. Действительно, за время действия упрощенных правил ими воспользовались более 3 тысяч человек (из них в Челябинской области 36 человек, это среднероссийский уровень), и ни одного случая злоупотребления ими не зарегистрировано.

   
   

Так или иначе, но «вброс», подкрепленный заявлениями нескольких депутатов Госдумы о необходимости отмены новых правил, сделал свое дело: в начале месяца в Санкт-Петербурге началась самая настоящая паника. Бросая работу и детей, горожане строчили «блокирующие заявления» и бежали с ними в паспортные столы. По сообщениям СМИ, очереди туда достигали 500 человек.

Как рассказала начальник отдела по паспортной и регистрационной работе УФМС по Челябинской области Елены Валуй, в нашем регионе ничего подобного не наблюдалось, однако на уровне Москвы принято решено отказаться от первоначальной идеи регистрации граждан без их личного присутствия.

– Заявление все так же можно будет отправить по интернету, но однократное посещение регистрационного органа все же будет сохранено. Кроме подлинников документов, удостоверяющих личность, нужно будет представить документ или его нотариально заверенную копию, подтверждающий право вселяться по указанному адресу. Это может быть договор соцнайма, ордер, свидетельство о праве на недвижимость либо заявление лица, предоставляющего свою жилплощадь, – сказала она.

Фактически это означает возвращение прежнего порядка регистрации, с той только разницей, что прийти к паспортистке нужно будет один раз, а не минимум дважды, как раньше: чтоб подать заявление и чтоб поставить печать.

Елена Валуй не видит в этом шаге назад поражения идеи как таковой.
– Просто наша страна еще недостаточно технически развита, чтобы такие вещи, как регистрация по месту пребывания или жительства, происходили без личного присутствия человека. Та же проверка подлинности представленных сведений – трех дней для этого явно недостаточно. В будущем все это будет, но не думаю, что это будущее наступит очень скоро, – считает она.

Смотрите также: