«Перевооружить южноуральский АПК сельхозтехникой до 2020 года нереально!»

Фото А.Фирсова / АиФ

Техника для фермера – сегодня очень дорогое удовольствие. Какие возможности купить современную сельхозмашину сегодня есть у крестьян Челябинской области? Каков вообще уровень технической оснащённости южноуральского АПК?

   
   

Об этом и пошла речь на пресс-конференции в рамках конференции в «АиФ-Челябинск». Участие приняли:

- Саплин Александр Вячеславович, начальник отдела по технической политике Министерства сельского хозяйства Челябинской области;
- Андрющенко Михаил Владимирович, заместитель директора ООО «ТРАКТОР»;
- Бутаков Андрей Викторович, коммерческий директор ООО ТД «Сельхозтехника»;
- Слободчиков Андрей Петрович, заместитель директора Челябинского регионального филиала АО «Россельхозбанк».

Представляем вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.

Итак, насколько южноуральский АПК оснащён сельхозтехникой? 

Саплин А.В.: Сегодня в структуре парка сельскохозяйственной техники южноуральского АПК более 10 000 тракторов, 2 700 зерноуборочных комбайнов, 2 180 автомобилей, 400 кормоуборочных комбайнов и более 14 000 прочей почвообрабатывающей, посевной и т.д. техники. Примерно 40% этой техники – техника, которой пользуются наши фермеры (КФХ и ИП). 50% находятся в пользовании у крупных региональных агрохолдингов. Ещё 10% - приходится на личные подсобные хозяйства. 

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Какие меры поддержки разработаны на федеральном и региональном уровнях для КФХ, приобретающих сельхозтехнику?

Саплин А.В.: 27 декабря 2012 года постановлением Правительства РФ было принята программа по субсидированию сельскохозяйственной техники. По всей территории РФ субсидируются предприятия, выпускающие сельскохозяйственную технику. Скидка предоставляется непосредственно заводу, который выпускает технику. Например, рыночная цена трактора – 8 млн рублей. Изготовитель продаёт его за 6 млн рублей фермеру, а мы компенсируем заводу 2 млн. рублей. Это делается для того, чтобы наши фермерские хозяйства могли приобретать сельхозтехнику по цене ниже, чем она есть. Так, в 2016 году скидка для заводов составляла 25%, а в этом году она составит 15%, потому что заводов с каждым годом всё больше и все они хотят попасть в программу. Когда программа стартовала, в неё входило около десяти предприятий, производящих сельхозтехнику, в 2015 – около 20, а в прошлом году – уже 53. И если в прошлом году на реализацию программы закладывалось 10 млрд рублей, то в этом уже 13,7 млрд. Это субсидии федеральные. Чтобы их получать, нужно иметь более 50% отечественных запчастей. То есть, проще говоря, больше половины произведённого трактора или комбайна должно быть произведено из отечественных составляющих. 
Теперь о региональных мерах поддержки. В 2016 году областное правительство выделило из бюджета 60 млн рублей на субсидии сельхозпроизводителям. Помогали тем, кто покупал зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, трактора мощностью свыше 150 лошадиных сил, а также посевные комплексы и самоходные прицепные опрыскиватели. 60 млн поделили на всех заявившихся в пропорциональном соотношении. Получилось, что сумма региональной субсидии в 2016 году составила 4%. В этом году в региональном бюджете заложено уже 100 млн рублей на эти субсидии (в 2015 году это было 15 млн рублей). Фермеры, которым нужна техника, до ноября 2017 года должны её приобрести, оплатить или заключить договор с банком, а кредитные договоры и договоры купли-продажи предоставить в Минсельхоз. Тогда уже в декабре они получат субсидию.

Ни разу не было прецедента, что технику фермер покупал, а субсидию так и не смог получить?

Саплин А.В.: Номенклатура техники, которая субсидируется, прописана достаточно чётко. Я их уже перечислил. Все, кто в прошлых годах приобретал именно такую технику, и заявлялся для получения субсидии, её получили.

То есть перевооружение южноуральского АПК идёт полным ходом?

Саплин А.В.: Чтобы оно шло полным ходом, нужно ежегодно менять хотя бы 10% существующей устаревшей техники. Но у нас ежегодное обновление техники составляет не более 3%. Этого очень мало. До сих пор на полях работает около 60% техники старше 10 лет. Хотя срок службы такой крупной техники, как трактора и комбайны, - 10 лет. Больше служить им амортизация не позволяет. 

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Бутаков А.В.: Вы правы, парк сельхозтехники давно нужно поменять. На полях ходит техника советских времён, она давно устарела! И, наконец, к сельхозпереработчикам повернулись лицом, это здорово. Мы работаем с заводами, которые пользуются господдержкой: они пользуются поддержкой, а мы в свою очередь приобретаем дилерскую скидку, которая переходит на сельхозпроизводителей. Ведь если продажи идут хорошо, мы увеличиваем размеры скидок на технику для фермеров. Кроме того, завод даёт гарантию, да и мы берём на себя ответственность за ту технику, которую продаём. 

   
   

Андрющенко М.В.: Мы производим трактора мощностью до 30 лошадиных сил, поэтому наш основной клиент – личные подсобные хозяйства. Это те, которые или только начинают заниматься сельским хозяйством или занимаются им давно, но при этом имеют примерно 50 соток и 2-3 коровы. К сожалению, такие предприниматели редко попадают под какие-либо программы. Сильно сказался на нас и утилизационный сбор, который ввели год назад. Для наших клиентов это повлекло увеличение цен на 30%. Сегодня в розницу один наш трактор стоит примерно 300 тыс. рублей. Из-за сбора наше производство снизилось примерно в два раза. В этом году сильно ощущаем рост цен на металл. Поэтому дорожает всё, что сделано из российского металла. С другой стороны упал курс доллара, соответственно, импортная составляющая подешевела. 

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Какие условия для КФХ предоставляют банки?

Слободчиков А.П.: Сегодня у нас работает программа, которая даёт возможность клиенту кредитоваться для приобретения техники. При этом нужен первоначальный взнос от 15%. Плюсы программы в том, что приобретаемая техника является обеспечением по кредиту: поэтому какого-то дополнительного обеспечения не требуется. Срок кредитования – до семи лет. Возможна отсрочка по оплате основного долга до одного года. Соответственно, график погашения выстроен таким образом, чтобы была возможность у клиента погашать кредит в то время, когда у него есть денежные средства. Могу сказать, что мы стали больше и чаще кредитовать фермеров: так, в 2016 году объём кредитования увеличился по сравнению с 2015 годом в 2,3 раза. Соответственно, фермеры купили больше техники.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Говорят, в области скоро откроется новое собственное производство тракторов?

Саплин А.В.: Да, в Троицком районе. Он так и будет называться – «Троицкий тракторный завод». В прошлом году в нашу область зашел петербуржский машиностроительный завод, у нас они решили открыть дочернее предприятие. Будут выпускаться трактора «Кировцы» К-704 (не путать с петербуржским тракторным заводом, который выпускает «К-744»!). На весну уже запланирован выпуск первого трактора. Всего в планах производить 20 тракторов в месяц. 

Растут ли цены на отечественную сельхозтехнику?

Бутаков А.В.: Значительного роста не замечается. Прогнозировать что-либо тоже сложно: на разную технику цены растут по-разному. На тяжёлые трактора практически не будет повышения, на трактора малой силы – оно тоже будет незначительным, около 5%. Знаю, что некоторые производители подняли цены на опрыскиватели в пределах 12%. 

Саплин А.В.: Наша задача не вытеснить импортную технику, а чтобы импортный производитель зашел на территорию РФ и начал производить свою продукцию на нашей территории. В Краснодаре есть завод, который собирает немецкую технику, в Самаре - европейскую технику «Amazone», в Набережных Челнах - бельгийские комбайны и бельгийские трактора. Та же самая техника «Ростсельмаша» - это трактора с американскими, канадскими и китайскими двигателями. «Брянсксельмаш» выпускает белорусские комбайны «Десна-Полесье», они вошли в нашу федеральную программу. В Елабуге налажена сборка белорусских тракторов, правда, в программу завод пока попасть не может: недостаточно локализации, у них российских запчастей меньше половины.

При сохранении нынешних темпов и существующих госпрограмм сколько лет нам ещё нужно, чтобы перевооружить наш АПК?

Саплин А.В.: Задача стоит максимально перевооружить его до 2020 года. Но это, конечно, нереально. Будем работать в этом направлении. У нас в области были такие годы, когда бюджет был профицитным и выделялось до 300 млн рублей на перевооружение АПК. А были и такие времена, когда средства из бюджета на эти цели вообще не выделялись.

 

 

Смотрите также: