В беседе с нашим корреспондентом новый вице-спикер рассказывает о себе, жизненных принципах и планах работы в областном парламенте.
- Я родился в Челябинске, в Ленинском районе в простой семье: отец крановщик, «чернобылец», мама продавец, - начинает рассказ Владимир Витальевич. - Последний год учёбы в школе воспитывался бабушкой в Металлургическом районе. Рано женился, пошёл работать на завод металлоконструкций, освоил несколько профессий: слесарь-ремонтник 6-го разряда, сварщик 6-го разряда, арматурщик. А когда начались многомесячные задержки зарплаты, инфляция и продовольственный дефицит, пошёл в бизнес - надо было кормить семью. Попробовал себя в торговле, потом в перерабатывающей промышленности - получилось. Стал руководить перерабатывающими предприятиями в Челябинской и Курганской областях.
Самой заметной вехой считаю работу на Шадринском хлебокомбинате в качестве антикризисного менеджера. В 1998 году это было полностью разрушенное предприятие без окон и дверей с горсткой работающих и огромными задолженностями по зарплате. Сейчас - одно из крупнейших предприятий по производству кондитерских изделий в Уральском регионе с коллективом в 440 человек.
- Сколько вам тогда было лет?
- 27. И именно тогда я понял, что при наличии чёткой цели и грамотной команды единомышленников можно добиться многого. В мае этого года меня назначили руководителем ГУП «Продкорпорация» Челябинской области. А в конце июня я был включён в список «Единой России» по Южному избирательному округу.
- И одержали победу, результатов которой никто не ожидал...
- Округ действительно был тяжёлый. По предварительным данным, за «Единую Россию» готовы были голосовать не более четверти избирателей. На первых встречах многие вставали и уходили, не хотели никого слушать. Думаю, в том, что удалось добиться перелома, сыграла вера людей в команду нового губернатора.
- Избирательную кампанию вы начали с достаточно низкой стартовой позиции и достигли серьёзного результата: за вас проголосовало 70% избирателей. За счёт чего этого удалось добиться?
- За счёт реальных дел. Решал вопросы с дорогами, помогал детским садам, школам. Активно занимались решением водной проблемы: южные районы третий год умирают от засухи. Там, где эта проблема назрела, люди уже не задавали вопросов ни по зарплате, ни по садикам. Если человек встал и ему умыться нечем, а ещё надо огород поливать и корову напоить, на которую по стандартам надо не менее 200 литров воды в сутки, то все остальные проблемы отодвигаются на второй план. Поэтому мы и сделали упор на решение всего спектра водных вопросов: бурили новые скважины, устанавливали насосные подстанции, меняли водопроводы. Только в Гогино Брединского района поменяли около 6 километров прогнивших сетей. Последний раз такие задачи решались 20-25 лет назад.
А кроме того, помогали сельхозпроизводителям по линии «Продкорпорации», иногда элементарно занимались ликбезом. Многие руководители хозяйств не знали ни о помощи правительства, ни о том, как ею воспользоваться. Менталитет такой у крестьян: встают с зарёй, трудятся не покладая рук, но оформить несколько бумажек для того, чтобы получить субсидии из бюджета, для них непосильная задача. Мы старались эту косность преодолеть, пробудить заинтересованность селян в новых технологиях, технике. Южноуральское село имеет все основания для того, чтобы стать современной высокотехнологичной отраслью.
Реабилитация «Продкорпорации»
- Что на сегодняшний день изменилось в работе «Продкорпорации»?
- Когда я приступил к обязанностям, многие успешные хозяйства области с «Продкорпорацией» не работали, знали, что это - прямой путь к разорению. Побороть эту убеждённость можно было только делами. Задачу сразу поставили такую: не обслуживать интересы узкого круга лиц, как это было раньше, а помогать всему агропромышленному сектору. На сегодня по согласованию с Минсельхозом сделали на всю лизинговую технику со стороны «Росагролизинга» выкупную цену 50 тысяч рублей на комбайн, 30 тысяч на тракторы, и хозяйства, выполняющие обязательства по оплате этой техники, уже могут её выкупить.
Главное достижение - деньги на погашение предыдущих задолженностей будут доведены до «Росагролизинга», и уже есть предварительные договорённости о выделении в течение ближайших лет техники на 500 млн рублей для сельхозпроизводителей области. Если мы её получим и снова заключим договоры с хозяйствами, это будет огромный шаг вперёд.
Многие руководители до недавнего времени не верили, что получат деньги по засухе. Когда же на счета хозяйств поступили от 3-4 до 35 млн рублей, у всех были удивление и радость. Особо отмечу, что эти деньги пришли из федерального центра в виде кредитов на 1 млрд 650 млн рублей, а губернатор своим решением их отдал селянам безвозмездно в виде субсидий. На следующий год расходы на сельское хозяйство только из областного бюджета увеличатся на 70%, это 2 млрд 600 млн рублей.
- Переведённые из «Продкорпорации» на подставных лиц 240 млн надо возвращать в казну?
- Конечно, ведь это деньги селян, которые уплатили за лизинг и аренду, и именно поэтому губернатор выделил 290 млн для расчётов с «Росагролизингом», который в противном случае (техника-то осталась у него в собственности) забрал бы её себе. «Продкорпорации» грозило банкротство, селяне лишились бы техники, необходимой им и для работы, и для залога в банках, испортились бы отношения с федеральным центром. Поэтому надо было искать механизмы, чтобы с помощью областной администрации и «Продкорпорацию» сохранить, и крестьян не разорить. Если бы не удалось погасить долги, то южноуральское село получило бы такой удар, что на восстановление ушли бы десятилетия.
Есть и ещё один аспект, о котором редко вспоминают. На протяжении многих лет «Продкорпорация» была снабженцем социальной сферы области. Ни один предприниматель не повезёт 5 килограммов мяса в Гогинскую сельскую школу, 10 бутылок молока в садик Кизильского района и 5 килограммов крупы в Еткульскую больницу, эти функции сразу взяла на себя «Продкорпорация». Если бы она стала банкротом и роль поставщика продуктов в социальную сферу взяли на себя предприниматели, то цены на продукты для больниц и школ взлетели бы так, что эта нагрузка стала бы не по силам ни одному муниципальному бюджету.
«Продкорпорация» может держать в узде цены за счёт объёма и дотаций областного бюджета. Более того, цены фиксируются сразу на весь спектр сельхозпродукции. Сегодня молоко выросло в цене на 25%, хлеб на 10, крупы на 60-70, овощи на 50-60%, а «Продкорпорация» поставляет «социалке» продукты по прежним, зафиксированным на период договоров ценам и будет поставлять их до конца года. Поэтому «Продкорпорация» на данном этапе необходима, и может работать эффективно.
Генная память
- Как получилось, что вы, городской житель, связали свою жизнь с селом?
- Возможно, обстоятельства так сложились, а может, во мне заговорила генная память. В Сосновском районе есть деревня Ильино, а на картах до 1932 года она называлась Ильиных, и оттуда мои родственники. Они были казаки, держали большое поголовье: кони, овцы. Во время советской власти были раскулачены, насильственно переселены.
Об этом рассказывают старые фото, которые бережно хранила моя бабушка Ульяна. Это была семья её родителей, то есть моего прадеда. А дед, бабушкин муж, ушёл политруком на фронт и погиб в первые дни войны. Бабушка осталась одна с тремя детьми на руках, всех вырастила, вытянула, а потом ещё и меня воспитала. Наверное, отсюда моё уважение к людям труда, образцом которых для меня является крестьянство. Я и заготовкой зерна, поставками продуктов стал заниматься, потому что меня всегда больше привлекали деревенские жители. Мне с ними проще, свободнее, что ли. Глядя на них, я вспоминаю притчу о Христе, слышали такую?
- Нет, расскажите.
- Христос увидел землепашца и упал к его ногам. Один из учеников недоумевает: «Землепашец не так близок к Богу, как мы, ежедневно ему молящиеся». Христос ему говорит: «Поставь на голову чашу с водой и обойди вокруг города, чтоб не расплескалась». Ученик кое-как донёс, весь вспотел. «Ну что, - спрашивает Христос, - сколько раз ты вспомнил о Боге?» « Ни одного», - признаётся ученик. «Ну вот, а землепашец целый день работает, да ещё Богу молится!»
- Вы поэтому церкви помогаете?
- И поэтому тоже. Раньше деревня отличалась от села наличием церкви. В петровские времена закладывали сначала церковь, потом баню и только после этого строили дома. Сегодня у нас нет общественного института, который занимался бы проблемами духовности, всё дозволено, в головах только потребительские стереотипы, и в сельских районах церковь - едва ли не единственное место, куда можно прийти посоветоваться, поплакаться, получить разрешение жизненных вопросов. Там, где есть церкви, село по-другому живет, это чётко видно. И на всех встречах бабушки зачастую помощь церкви ставили на первое место. Даже вода была на втором. Как тут не помогать?
- Молитву какую-нибудь знаете?
- А как же, «Отче наш», «Пресвятая Троица, помилуй нас». И повторяю каждый день.
- У вас репутация жёсткого руководителя, способного на нестандартные решения. Известно, что во время работы антикризисным менеджером в одной из компаний вы вывесили на стенде распечатку о зарплате руководящего состава, получавшего в 8-10 раз больше рядовых сотрудников...
- Нестандартные решения экономят время, которого всегда не хватает. Когда я пришёл в «Продкорпорацию», тоже пришлось принимать и нестандартные, и непопулярные решения, с кем-то расставаться, но костяк остался. Это та команда единомышленников, о необходимос-ти которой я уже говорил. Я как руководитель показываю вектор, направление движения, а команда развивает его. Для меня нет деления на приятных или неприятных сотрудников. Есть те, кто хорошо работает, и те, кто работает плохо.
Депутатские будни
- Какие у вас функции в Законодательном собрании?
- Я возглавляю комитет по аграрной политике, а также курирую спектр вопросов по экологии и природопользованию. Буду рассматривать эти вопросы с федеральными структурами, работать в экспертных советах. Сегодня, например, рассматривается закон о внесении изменений в проект закона о социальной защите граждан, пострадавших от радиации при аварии 1957 года на «Маяке». Дело в том, что законодатели в предыдущей редакции упустили из вида некоторые вопросы, и в итоге у «чернобыльцев» индексация предусмотрена, а у «маяковцев» нет. Предстоит большая работа по выравниванию ситуации, и мы надеемся, что доведём её до конца.
Конечно, основное внимание я буду уделять развитию сельского хозяйства области. Нормативная база это позволяет за исключением нескольких моментов. Мы их поправим. Работу вице-спикером буду сочетать с руководством ГУП «Продкорпорация».
- Депутатскую деятельность в округе налаживаете?
- Работы много. Продолжаем помогать поселениям по воде, проблема ведь никуда не исчезла. Следующим адресом для расшивки узких мест станет село Карабулак в Кизильском районе. Организовали сеть депутатских приёмных. Их четыре, по количеству районов. Южная территория ведь очень растянутая, и заставлять людей ехать из Бредов, например, в Варну мы не имеем права. Запустили программу шефской помощи детским садам округа: помогаем обновлять игрушки и книжный фонд. Начали выпуск газеты «Южный округ», которая будет являться связующим звеном между районами.
- Что у вас сейчас за новогодний конкурс проводится, который вызвал шквал интереса в южных районах?
- Это окружной детский творческий конкурс. Он называется «В гости к Деду Морозу» и будет в Южном округе традиционным. Мы предложили ребятишкам написать письмо, нарисовать рисунок и сделать поделку для главного новогоднего волшебника.
Победители конкурса - по одному человеку от каждого района - отправятся на Родину Деда Мороза в город Великий Устюг. Незабываемые впечатления на всю жизнь ребятишкам гарантированы.
Вице-спикер на байке
- Нечасто встретишь вице-спикера, катающегося на байке в бандане и кожаной куртке. Плюс увлечение шахматами, которые - полная противоположность мотоциклу. Как это у вас сочетается?
- На мотоцикл я сажусь обычно только в выходные, для того чтобы получить заряд энергии, драйва. Каждый ищет свой драйв. Для кого-то это горные лыжи, для меня - байк. Но не верьте, что все байкеры - безбашенные. То, что для автомобиля - ничтожная царапина, вмятина, для байкера - падение и серьёзная травма. И любой байкер, выезжая на трассу, обязан следить не только за собой, но и за всеми участниками дорожного движения. И даже зелёный, который для всех машин означает начало движения, для мотоциклиста знак: сначала осмотрись, только потом двигайся. Но зато когда ты уже освоился на дороге, понял правила игры и вписался в них, ты получаешь такое ощущение свободы, что после этого все другие виды спорта кажутся пресными. Я пробовал погружение на 48 метров - интересно, но не цепляет, как мотоцикл.
- И не было ни одного падения?
- Байкеры шутят, что все они делятся на тех, кто упал и кто упадёт. Ну а если серьёзно, то пока Бог миловал. Надеюсь на это и в дальнейшем. Что же касается сочетания байка с шахматами, то они ненамного отличаются. В шахматах ты точно так же просчитываешь стратегию партнёра на несколько ходов вперёд.
- Шахматы должны стать настольной игрой каждого руководителя...
- Не будем обижать тех руководителей, кто не играет в шахматы. Но лично для меня это прекрасный тренинг, воспоминания о детстве, а где-то и медитация. Это игра, не терпящая суеты, она отвлекает, обнажает суть и в итоге позволяет по-новому оценить расстановку сил в реальной жизни и даже подсказать выход из сложной производственной ситуации.
- Есть ли у вас иные увлечения, кроме байка и шахмат?
- Чтение. Книги могу сутками из рук не выпускать. Что касается литературных пристрастий, то мой любимый роман - «Пикник на обочине» Стругацких, по мотивам которого Андрей Тарковский поставил фильм «Сталкер».
- А английский откуда?
- В 2001 году я в числе 11 россиян выиграл грант на поездку в Штаты за счёт Госдепартамента США для обучения. Два месяца жил в Америке и учился в Калифорнийском университете. Обходились без переводчика, а когда захочешь есть и пить, то поневоле научишься изъясняться. Я довольно быстро научился бойко лопотать по-английски и с тех пор стараюсь этот уровень поддерживать.
Учёбу мы сочетали с практикой, в общей сложности посетили 22 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, получили профессиональный опыт, узнали изнутри жизнь американцев. Мы с ними похожи, в том числе и в аграрной политике: в Америке, как и в России, ставка на крупные хозяйства, сельхозкорпорации и только 15% фермеров. В Европе наоборот, и мне там всегда тесно. То ли дело наши южные районы с их простором!
Новые ломоносовы будут родом из села
- Каким вы видите будущее южноуральской деревни?
- По сравнению с горожанином селянин - более цельная натура. Уже потому, что работает и живёт в одном месте, на виду у соседей, которые тоже трудятся рядом с ним, здесь всё близко, и работа и быт, все друг друга знают, и стыдно работать плохо. Село всегда было оплотом России, а сельские территории - фундаментом традиций. Деревня питала город не только продуктами, но и рабочей силой, талантами, и когда сегодня избиратели сетуют, что, дескать, много молодёжи уезжает в города и надо как-то их удержать, я ставлю вопрос по-другому. Пусть уезжают учиться, устраивать свои судьбы, искать счастья, - не надо ставить на их пути препоны. Надо создать условия для повышения рождаемости в сельской местности, чтобы хватало и на город, и на село. Россия как никогда ждёт новых ломоносовых. И они придут из деревни.
Досье
Родился в 1971 г. в Челябинске. Окончил среднюю школу № 61. Трудовую деятельность начал на Челябинском опытно-экспериментальном заводе. Работал экономистом в «Межотраслевой ассоциации делового сотрудничества», ОРС ЮУЖД, коммерческим директором компании «Продоптторг», директором Шадринского хлебокомбината.
Последние 10 лет занимается антикризисным управлением сельхоз- и перерабатывающих предприятий. Проводил процедуру оздоровления на Мишкинском комбинате хлебопродуктов, Курганском комбинате хлебопродуктов, Гогинской хлебной базе. Возглавлял крупнейшие в регионе зернозаготавливающие предприятия.
С мая 2010 года работает гендиректором ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области».
Окончил Академию управления и права по специальности «государственное и муниципальное управление».
Женат. Воспитывает двоих детей, сына и дочь.
Смотрите также:
- Открытая трибуна. Эксперты «АиФ» о фермерах, жестокости и хулиганстве →
- Из грузчика в бизнесмены. Челябинец о том, что мешает малому бизнесу →
- Борис Дубровский: «Революция - это не про меня» →