Вся надежда на Новый год. Челябинский бизнес посчитал убытки из-за пандемии

Ритейл в Челябинской области на грани. Десятками закрываются отделы одежды и обуви, магазины детских игрушек. Предприниматели, снимающие помещения, сокращают площади. Чтобы не увольнять людей, уменьшают им зарплаты.

   
   

Лучше пока не будет?

«Ждём Нового года, как цветочники обычно ждут 1 сентября и Дня учителя, - признаётся собственник сети магазинов косметики AZUMA Сергей Смышляев во время онлайн-конференции в «АиФ-Челябинск». – Надеемся, что люди всё-таки пойдут за подарками. В нашей сети более двадцати магазинов, в том числе в Сургуте, Тюмени, Тобольске. Ситуация везде одна и та же: многие продукты в связи с ростом курса доллара и евро дорожают, покупательская способность уменьшается, с дорогой корзины покупатель уходит в сегмент эконом. Всё больше безналичных расчётов, это говорит о том, что люди пользуются кредитными картами».

Он также отметил неоценимую роль господдержки в этом году. Говорит, что она позволила отработать какое-то время в ноль, не уходя в минус.

«Сотрудников стараемся не сокращать, но уменьшаем им зарплаты, другого выхода у нас нет, - констатирует Смышляев. – Никакой уверенности в завтрашнем дне нет. Ближайшие полгода вряд ли станет лучше».

«Мы ожидаем традиционный предновогодний ажиотаж, - признаётся директор по связям с общественностью сети салонов ювелирных украшений САМОЦВЕТЫ Анастасия Танаева. - Ювелирные украшения всегда были в топе самых популярных и желанных подарков. Пандемия послужила для нас катализатором. В апреле выручка упала до нулевых отметок. Интернет-магазин стал спасательным кругом для компании, продажи пошли вверх. В этом году мы не стали отказываться от проведения «черной» пятницы. Правда, в наших салонах ее формат несколько отличается от общепринятого. У нас круглый год действуют честные скидки, вплоть до 50%. А в «черную» пятницу мы добавляем к уже существующим еще до 7%. Звучит, конечно, не так громко, но на деле выгода очень большая. Наши постоянные гости знают об этом и с нетерпением ждали акцию».

Будущее за интернет-магазинами

«Падение продаж в апреле составило 20% по сравнению с прошлым годом, - вспоминает главный экономист обувной фабрики «Юничел» Оксана Надеина. – В мае продажи восстановились. С июня они вышли на уровень 2019 года. До сего момента мы идем на уровне прошлого года по продажам. Пандемия, действительно, подтолкнула к активному развитию нашего интернет-магазина. Объем заказов на площадке вырос раз в девять. Всплески продаж мы наблюдали на сайтах Lamoda и Wildberries — в 2, 3 или 4 раза в зависимости от месяца. В итоге интернет-торговля, розничная торговля, господдержка помогли нам удержаться на плаву. Грубо говоря, мы получили тот же денежный поток, какой получали в 2019 году».

«Можно с уверенностью сказать, что, те потребители, которые в этом году впервые попробовали делать покупки удаленно, останутся, - прокомментировали в пресс-службе AliExpress Россия. - Но правила поменялись. Сегодня границы между онлайн и офлайн-торговлей стерлись, а во главу угла встал потребитель. Именно он решает, где, когда, как и за какую цену покупать. Самые популярные категории в Челябинской области – телефоны и электронные устройства, бытовая техника, автотовары, компьютеры и одежда. Среди смартфонов на Урале чаще всего покупали продукцию iPhone и Xiaomi, самый популярный аксессуар – наушники Apple AirPods 2. Среди товаров для дома самым большим спросом в Челябинской области пользовались кофемашины и роботы-пылесосы».

   
   

Люди тратят всё меньше

«Выживать на розничном рынке всё сложнее, мы почти закрыли розничную сеть, - делится информацией собственник федеральной сети «Маркер-Игрушка» Олег Витковский. – Год парадоксальный в этом плане: малый бизнес умирает, крупный растёт. Господдержку мы получили, работников не сокращали, участвуем во всяческих тендерах, «черных пятницах», используем любую возможность, чтобы привлечь клиента. Мы усилили свои позиции на интернет-площадках, у нас в этом году в штате «айтишников» стало в пять раз больше! Создаём детские оптовые центры в разных городах, куда и едет розница с регионов. Кто-то торгует колясками, кто-то детской одеждой, кто-то игрушками. Но в целом, конечно, розничных точек стало меньше. Ещё одна тенденция: увеличивается количество покупок, но уменьшается средний чек. Надеемся, декабрь свое возьмет».

Переводя сотрудников на «удалёнку», сокращая штаты, предприниматели жертвуют площадями, комплектуют своё хозяйство на меньших квадратах, нежели ранее.

«Арендодатели несут убытки в этой ситуации, - говорит собственница коммерческой недвижимости, бизнес-консультант, ведущая программы «Про бизнес в Челябинске» Анастасия Шлотгауэр. – В самом начале пандемии все без исключения делали скидки на аренду площадей. Кто-то решил ужаться, а кто-то напротив ждал, когда освободятся те или иные помещения, чтобы, наконец, занять их. Ситуация несмотря на кризис, у всех разная. Мы с 2014 года мы ни разу не поднимали арендную плату, в марте делали скидку 50%, а потом подняли цены ещё выше прежних. Но арендаторы всё равно остались и платили вперёд».

Кому кризис на руку?

Предприниматели, работающие в пищевой отрасли, заявляют, что она практически не пострадала.

«Возможно, челябинцы экономят на одежде, обуви, ещё на чём-то, но только не на продуктах, - комментирует коммерческий директор магазина «Теорема» Игорь Чигинцев. – По крайней мере, наши покупатели не пытаются выбирать что-то подешевле, напротив, я бы даже отметил спрос на VIP-сегмент, т.е. более дорогие товары. В преддверии Нового года уже стали покупать ёлки, игрушки, икру. Да, в конце марта был резкий всплеск продаж продуктов длительного хранения – круп, консервов. Пандемия заставила людей подумать о запасах провизии, но это продолжалось два месяца, с июня всё вернулось в обычный режим».

Здесь также отмечают устойчивый рост онлайн-продаж. По просьбам покупателей даже пришлось открыть интернет-магазин с доставкой продуктов на дом.

«На любом падающем рынке отдельно взятое предприятие может расти! – уверен бизнес-тренер, владелец сети ресторанов и коммерческой недвижимости Анатолий Жильцов. – Но, конечно, к этому нужно приложить усилия. Нынешний кризис локальный, он просто включил режим ускоренной перемотки вперед. Те, кто отставал во всём и ранее, сейчас впали в анабиоз. Лично я с начала локдауна открыл два новых производства. Пока все арендаторы были при деньгах, мы дали им скидку и продавали аренду на несколько месяцев вперёд. Во всём нужна смекалка и расторопность».

Ремонты вместо путешествий

Похожая позитивная ситуация в отраслях, смежных со строительством.

«Это звучит кощунственно, но кому война, а кому мать родна! – улыбается владелец торгово-строительной компании «Оливковый папа» Эдуард Мухамадеев. – Мы работаем в сфере благоустройства, строительства и ландшафтного дизайна. В связи с пандемией эта сфера получила новое развитие: самоизоляция и закрытые границы заставили людей сидеть дома. Деньги, накопленные на Дубаи и Анталью, тратились в регионе. Стали благоустраивать свое жилье, ставить бассейны, террасы, зоны барбекю, детские площадки. При закрытых границах начал развиваться внутренний туризм – местные базы отдыха, профилактории тоже получили лишние средства для благоустройства – возводились причалы, пирсы, беседки. По сравнению с  прошлым годом, у нас рост продаж на 30%».

А вот господдержку компания не получила, потому что даже не попыталась. Руководство почитало отзывы в интернете и решило, что это «трудно, сложно, невозможно».

«Точно также невозможно и выйти на местные рынки со своим продуктом, - продолжает тему основатель, учредитель, директор по стратегическому развитию ООО «Долина Урала» Александр Калугин. - Мы производим фиточаи, продажи в пандемию упали на 40%, особенно в самом начале. Рестораны, турбазы, которые закупали у нас большие объёмы, были закрыты. И мне было намного проще продавать товар в Москву или Санкт-Петербург, чем поставить его на полки местных сетей. Обращения к губернатору и в «Территорию бизнеса» были безуспешны. Мы готовы обеспечивать объемы и качество, но у местных производителей нет приоритетов. В «Пятёрочках» и «Магнитах» будут продавать чай из Вологды, но не из Челябинска».

Банкоматов избегают

В банках отмечают сокращение банковских операций: из-за боязни заразиться клиенты стараются реже контактировать с терминалами.

«Наши клиенты стали реже снимать и вносить деньги. За одну операцию в терминале стараются снимать или вносить большие суммы, чем в прошлом году, - сообщила директор дивизиона «Южный Урал» УБРиР Галина Родина. – Вообще с начала года количество операций снизилось на 22%, вместе с увеличением общей суммы операций на 0,6%».

Также она отметила, что в третьем квартале 2020 года клиенты стали активнее пользоваться банковскими картами для оплаты покупок: по сравнению с аналогичным периодом 2019 года обороты по картам увеличились на 4,4% или более чем на 489 млн рублей. Причем, если в предыдущем году максимальный объем трат в квартале пришелся на июль, то в этом году самым «расходным» месяцем стал август. Категории товаров, на которые тратятся клиенты, остались теми же, что и в предыдущем: супермаркеты, продукты, универсамы, автомобили, АЗС, дом и ремонт, одежда и обувь, кафе и рестораны, бытовая электроника, аптеки. Однако в 2020 году траты на бытовую электронику выросли на 28%, на дом и ремонт — на 16%, а на кафе и рестораны уменьшились на 11%.

Сделать вывод из того, что происходит вокруг, крайне сложно. Именно поэтому не у всех бизнесменов получается сориентироваться. Одни твердят, что всё печально и лучше не будет, другие не покладая рук используют кризис себе во благо. Понятно, что подготовка к Новому году несколько оживит ритейл. А что будет дальше – посмотрим.