В прошлом году вместе с братом Владимиром девушка основала центр утилизации ртутьсодержащих ламп.
На Южном Урале в это время уже работали два предприятия по сбору и транспортировке старых ламп – в областном центре и Магнитогорске. Оказалось, компании не справляются с объёмами отходов.
Как признается Ирина, ей давно не давала покоя мысль о том, что ее родной город называют грязным. Идея заработать на мусоре, по её словам, витала в воздухе. Составить бизнес-план центра было легче, чем получить лицензию и оформить другие необходимые для предприятия документы. Утилизация – услуга востребованная, но опыта в этой сфере у контролирующих органов почти нет. Отсюда и сложности с лицензированием деятельности.
Разбить лучше на месте
Сегодня компания работает с юридическими лицами, предлагая сбор и транспортировку ртутьсодержащих ламп, отслуживших свой срок. У предпринимателей за городом есть специальный склад временного хранения. Как только в помещении накапливается около 10 тысяч лампочек, их партиями везут в Ульяновскую область для обезвреживания.
В нашем регионе переработкой ртути никто не занимается. Лампы транспортируют в контейнерах – металлических «бочках» с чехлом из тканевого полотна. Дорогую спецтару бизнесмены приобрели на бюджетный грант, и, вероятно, поэтому сумели не разориться на старте. Потратиться пришлось только на доставку.
- Многие компании согласны с нами работать, при условии, что обезвреживать лампы мы будем сами, - рассказывает Ирина. – Цех, конечно же, удобнее и дешевле организовать в Челябинске, чем возить лампочки в другой регион.
Сейчас мы подыскиваем помещение и выбираем оборудование. Это не так просто. По экологическим требованиям, производство должно располагаться в промзоне и не ближе, чем в километре от жилых кварталов.
Кроме этого, нужно продумать, куда сбывать компоненты, на которые «распадутся» лампы: ртуть, алюминий и стекло.
Пока челябинцы нашли только одно подходящее предприятие, которое принимает жидкую ртуть в больших количествах. Правда, находится оно в Краснодарском крае, а значит, потребуются расходы на транспортировку опасного отхода.
- В любом случае просто собирать лампы не выгодно, перерабатывать их нужно самим, - рассуждает Ира. - По нормам хранить лампы можно не более полугода. Но предприятия по утилизации не всегда готовы принять их вовремя, и часто в перерабатывающие цеха выстраивается очередь. Не хочется зависеть от этих обстоятельств. Как только мы подберем помещение, сразу начнем сбор документов. На оформление разрешений уйдет не меньше полугода.
Ребята разрабатывают ещё одну услугу – аренду контейнеров для ламп. Некоторым предприятиям выгоднее хранить лампочки до переработки у себя.
К диодам и обратно
Ирина и Владимир уверены, что их бизнес – один из самых перспективных. Диодные лампы со временем вытеснят ртутьсодержащие, но произойдет это не раньше, чем лет через 10. Судя по клиентам центра утилизации, многие предприятия возвращаются от диодных ламп обратно к ртутным. Первые, как оказалось, не выдерживают скачков напряжения в электросетях. Им нужны условия помягче.
К слову, о клиентах. Есть организации, которые даже не знают, что ртутные лампы нельзя выбрасывать, как обычный мусор. Таким юрлицам приходится цитировать экологическое законодательство, рассказывать о штрафах. Вероятно, об этих требованиях знают и челябинские управляющие компании, но пока коммунальщики в центр утилизации не обращались.
- У населения мы, скорее всего, будем принимать энергосберегающие лампочки бесплатно, а пока, кроме основной соей работы, сотрудничаем с МЧС – консультируем людей по телефону на тему безопасности. Вот разбил ребенок дома градусник – объясняем, что делать, – продолжает Ирина. – Если ртуть вытекла на паркет или линолеум, промойте пол раствором марганцовки и проветривайте комнату в течение 2-3 часов. Пострадал палас – намочите этим же раствором и вынесите на улицу на какое-то время.
Смотрите также:
- Антикризисная гиря. Предприниматель Артём Артемьев о бизнесе и патриотизме →
- Профессор Сергей Гордеев: «У нас старые заводы ассоциируются со свалкой!» →
- Рукотворная скважина →