Фермер из с.Светлое выращивает поросят в юртах

   
   

В селе Светлом Чесменского района живет первый на Южном Урале … альтернативный свиновод Гурген Мурадян.  За 30 лет жизни в селе он стал уже своим, местным. Гурген не приемлет классических свинарников, строит для своих хрюшек … «юрты» и уже четвёртый год доказывает скептикам: холода свиньям– не  помеха, а фермеру – даже подмога!

Новорусские свиньи

Местные хрюшки  ведут свою «свинскую» жизнь  по канадскому «сценарию». В России, говорит фермер Мурадян, эту заграничную технологию многие критикуют. Возможно, он и сам бы не рискнул – деньгами и временем – пока не увидел бы живой пример  в Казани. В декабре 2007, при поддержке продкорпорации,  в хозяйстве  Мурадяна появились первые  обитатели:  130 свиноматок. Они и положили начало потомству «новых русских» свиней, живущему  по революционной для России технологии холодного выращивания. 

Внутри домиков-«юрт» - светло, просторно и свежо. Здесь даже пахнет, извините за деликатную подробность, не так насыщенно, как, в общем-то,  ожидаешь у входа: нет запаха аммиака, характерного для обычных свинокомплексов. Лично для меня  этот факт так и остался почти загадкой! Поросята из села Светлого свободно разгуливают по ангару: здесь нет  перегородок, так что животные больше двигаются, отчего, считается, они  быстро прибавляют в весе. Ежедневный прирост каждого – по полкилограмма!  Говорят  даже,  от такой «свободы»  их мясо становится вкуснее. 

- Эти хрюшки породы  Белая крупная  - почти  как моржи! - улыбается  начальник Чесменской ветстанции Эдуард Аведов, - чувствуют себя  комфортно даже при низких температурах. – Хотя сначала технология мне не понравилась.  Что за дикость? В 45 дней их от мамки отбивают и переводят в неотапливаемые ангары… Но, вот, например, в прошлом году, когда зима была не подарок, на метод холодного доращивания  перешли с минимальными потерями.  Если сухо, сквозняков нет – молоденькие поросята спокойно адаптируются! У них и иммунитет  лучше, и болеют реже, чем собратья в  тёплых фермах: тепло  ведь - рай для инфекции.

Глядя на сине-желтые ангары, больше похожие на выставочные павильоны, меньше всего  предполагаешь, что  в них живут  поросята.   В  сравнении  с привычными свинофермами,  снаружи  эти  разноцветные  «дома» радуют глаз!  И все-таки «юртами»  фермер Мурадян  называет  их не зря. Его хрюшки, конечно же, не кочуют, и  жилище это постоянное, а не временное, как  у  кочевников и  чабанов.  

Но  в удобстве эти «поросячьи домики», утверждает сельский предприниматель,  ни с чем не сравнятся. В их основе -  металлический каркас и  тентовое покрытие. Собрать и разобрать  эту конструкцию  легко  смогут всего несколько человек. А еще эти «юрты» практичны (при желании, их все-таки можно перевезти), уютны (полимерная пленка  защищает от  дождя и  ветра,  крыша хорошо  пропускает  дневной свет, так что  не надо тратиться  на искусственное освещение) и вместительны (в каждой могут  жить до 300 свиней, и это процентов  на 70 больше,  чем в  более привычном  для свиноферм  отапливаемом помещении). Роль «теплого  пола» на  свинокомплексе  Гургена Мурадяна  выполняют  навоз  с соломой: за  счёт  эффекта  брожения  создается особый микроклимат,  обогревающий  ангар.  

   
   

Важно, чтобы соломы было в достатке: каждый день в каждую «юрту» поставляют  новую порцию - по 1,5 килограмма  соломы из расчета на каждую хрюшку. Температуру   в  таком «жилище» (на 5-7 градусов выше уличной,  не ниже  минус 5 на высоте метра, а у подстилки - от плюс 5 до 15) поддерживают глубокие  слои песка,  сена и  тепло самого животного. А вот воду в поилках местные свиньи предпочитают пить подогретой. В остальном же хрюшки, как  оказалось,  могут быть неприхотливыми: главное, чтобы  зимой  в их «юртах»  не было сквозняков, а летом  тщательней  поддерживалась  естественная вентиляция.

Зачем поросёнку евроокна?

- Условия жизни  в «хопах»(домиках для свиноматок, ждущих потомства, и их новорожденных – при. Ред.) – тоже экономически выгодны, - делится опытом Мурадян. - 18 градусов тепла - достаточно. Евроокна  защищают от сквозняков. За вентиляцию и микроклимат отвечают притяжные и вытяжные шахты. Затраты на электричество – минимальные: есть титаны и инфракрасные лампы (под ними поросята особенно любят погреться). В 6-7 месяцев поросята достигают кондиционного веса – 110 килограммов. В переводе на мясо – это 85-90 кг, с небольшим слоем сала. Если  продавать перерабатывающим компаниям, можно и  до 200 килограммов додержать, - делится своей арифметикой сельский фермер, - только  кому ж нужно столько сала?

За революционный  шаг в местном свиноводческом бизнесе, при поддержке областного министерства сельского хозяйства,  предприниматель  получает возмещение процентной ставки по кредиту и субсидию по засухе.  Пять миллионов субсидии были как нельзя кстати:  ведь здесь заготовка сена и соломы, положенных по технологии, поставлена на поток, и корма делают сами. Меду прочим, на корма из прошлогоднего запаса фермер  выменял  у Нововарненского хозяйства, испытывавшего проблемы с фуражом, 143 племенных теленка-герефорда: иначе их просто могли бы пустить под нож. Элитных бычков-герефордов, овец  сельский бизнесмен  также взялся выращивать по канадской технологии. Бычкам мясной породы, известным своей выносливостью к суровым температурам, «юрты»  у Мурадяна  будут хорошим «домом».

Сейчас в его  ООО "Агросоюз" идёт опорос. Его стадо в 1700 свиней весной увеличится до  3 с лишним  тысяч голов, как в прошлом году. Проектных  10 тысяч голов, надеется сельский бизнесмен, его хозяйство достигнет  в течение года- двух, максимум.

Кстати

Килограмм свинины обходится  альтернативному свиноводу  в  31 рубль затрат, продает  мясо  за 90 рублей/кило, живым весом. Минувшим летом  было сложно, вынужден были  снизить цену до 72 рублей за кило. Кроме кризиса и засухи, лишающей  фермера надежды на спокойное «завтра», еще один «враг» - поставки  продукции из-за рубежа. Как только границы открывают – «падает»  местное производство. Кстати, откушать свининки, выращенной по особенной технологии, южноуральцам вряд ли удастся. В Челябинске ею почему-то не торгуют.

- Ну, хорошо, значит, живут, если не обращаются - разводит руками чесменский фермер.

Гурген Мурадян сам наладил сбыт: его свинину охотно берут Оренбург и Екатеринбург.

Смотрите также: