«Дело врачей» закрыто

   
   

Судебная коллегия по уголовным делам Курганского областного суда оставила без изменения оправдательный приговор Шадринского районного суда в отношении врачей больницы скорой помощи.

За последние 30 лет в мире повсеместно увеличилась заболеваемость желчнокаменной болезнью. В Зауралье риску подвержены многие, учитывая качество воды, экологию, возраст. Камни в желчном находят у 32% женщин и 16% мужчин после 40 лет.

Основным методом хирургического лечения является удаление желчного пузыря. С начала девяностых годов для этого используется лапароскопическая холецистэктомия (ЛХЭ). Она имеет значительные преимущества по сравнению с традиционной, полостной операцией, так как является менее травматичной, практически не дает осложнений, а реабилитация больных происходит в кратчайшие сроки.

ОМС: оплачивают тапочки, а не операцию

ДО Шадринска новинка дошла почти через 20 лет после появления - первые щадящие операции по удалению желчного пузыря были выполнены в январе 2004 года в Шадринской больнице скорой медицинской помощи, – инициатором их внедрения во врачебную практику стала администрация лечебного учреждения. Они проходили без осложнений, оказались малоболезенными, с быстрой реабилитацией больных. Высокотехнологичные методы лечения стали доступны шадринцам и жителям близлежащих районов.

Но вскоре их проведение было прекращено - закончился запас расходных материалов и инструментов. Надежды на страховую медицину оказались неоправданными. Попробовало как-то руководство лечебного учреждения компенсировать эти затраты средствами фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), да ничего хорошего из этого не вышло. Дело в том, что ОМС предусмотрено только четыре статьи расходов: зарплата, медикаменты, питание и мягкий инвентарь. А за современные методы лечения государство не платит.

А люди, узнав о новом методе, всё шли и шли в Шадринскую БСМП. По той простой причине, что аналогичная операция, например, в Екатеринбурге стоила в то время 18-20 тыс. рублей, а в Москве – до 60 тыс. (в 2010 году стоимость операции доходила уже до 100 тыс. рублей). Пациенты настаивали на выполнении операций в Шадринске, и получив отказ по причине недофинансирования, предлагали заплатить.

   
   

Лечил? В тюрьму!

В конце-концов, администрация больницы приняла решение о приеме денег от больных, желающих выполнить ЛХЭ. Главный врач имел право утвердить проведение операции как платную услугу (тогда и цену должно было бы установить соответственную), но, учитывая невысокий жизненный уровень шадринцев, было принято решение об оплате в виде благотворительной помощи в сумме 4 тыс. рублей. Эти пожертвования вносились по личному желанию больных, подтвержденному письменным заявлением, в кассу больницы. Пациентам выдавалась квитанция и благодарственное письмо за подписью главного врача.

Деньги аккумулировались на специальном счете, после чего по приказу главврача расходовались на приобретение лапароскопического инструментария и других расходных средств, обслуживание оборудования. Часть средств направлялась на материальное поощрение сотрудников больницы, принимавших участие в проведении лапароскопических операций. Такие надбавки получали врачи – эндоскописты и хирурги, анестезиологи, операционные сестры и санитарки.

Операции, тем временем, стали выполняться и в экстренном порядке, встал вопрос о проведении разъяснительной работы среди больных относительно порядка выполнения ЛХЭ и ее оплаты посредством благотворительной помощи. Эта работа должна была выполняться администрацией больницы, так как она не входит в функциональные обязанности ни заведующего отделением, ни хирургов. Тем не менее, последние, по просьбе главного врача, который нередко приходил в отделение и беседовал с больными, также подключались к этой работе. Больным объясняли, что операции, в принципе, выполняются бесплатно, но их проведение требует дополнительных расходов, которые не может восполнить ни ФОМС, ни городской бюджет. Никаких претензий от больных в этой связи не поступало.

Однако данное решение проблемы, недорешенной государством, правоохранительные органы сочли за преступление, и по данному факту, а вернее, многочисленным фактам было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество». Одному из фигурантов дела было предъявлено обвинение в совершении 111 преступных эпизодов, второму – 90 и, наконец, третьему – 80. Почему к уголовной ответственности были привлечены только трое врачей (в операциях участвовало гораздо больше сотрудников – около 40), остается непонятным до сих пор.

Потерпевшие благодарят обвиняемых

По данным следствия, за рассматриваемый период (2008 г. и I квартал 2009-го) было выполнено свыше 200 лапароскопических операций, в суд представлены показания 111 потерпевших. Остальные 94 прооперированных больных отказались опорочить врачей. Отметим, что проведение ЛХЭ было прекращено во втором полугодии 2009 года и не проводится в Шадринске до сих пор (!!!). Вопрос возобновления таких операций решается, но, к сожалению, пока безуспешно.

В ходе предварительного следствия одного из обвиняемых допрашивали в течение шести часов. Он трижды не соглашался с отпечатанным текстом допроса, столько же раз текст перепечатывался, но так и остался не подписанным.

Суд, внимательно изучив материалы дела, исследовав показания потерпевших, которые в большей своей части себя таковыми не считали, а, напротив, были благодарны врачам за оказанную им медицинскую помощь, и несколько десятков сотрудников больницы, пришел к выводу, что проведение данных операций не могло быть обеспечено только за счет средств ФОМС и местного бюджета, и требовало дополнительного финансирования. Данная медицинская услуга могла быть оказана лишь платно (в соответствии с Уставом лечебного учреждения). Обстоятельства дела органами предварительного расследования существенно искажены, а основные выводы, касающиеся создания подсудимыми преступной группы, были признаны надуманными. В действиях врачей состав преступления отсутствует, и они были полностью оправданы.

Судебная коллегия по уголовным делам Курганского областного суда оправдательный приговор Шадринского районного суда в отношении врачей МУ «Шадринская городская больница скорой медицинской помощи» оставила без изменения, кассационное представление государственного обвинителя – без удовлетворения.

Смотрите также: