В минувшие выходные автомобильное сообщение с деревнями Шахматово и Запивалово было прервано из-за горящих торфяников.
Плотная дымовая завеса парализовала автомобильное движение на въезде в села. Торфяная гарь накрыла деревенские дома и дороги так, что предметы нельзя было различить на расстоянии вытянутой руки.
Торфяники в окрестностях Шахматово и Запивалово тлеют каждый сезон. В этом году легкая дымка стояла над селами уже в начале осени. А в конце сентября торфяники заполыхали не на шутку.
Жизнь в тумане
Едкий дым обволакивает Шахматово ближе к полудню. А ночью завеса опускается в низины, чтобы на следующий день подняться с ветром снова. Местные жители держат окна закрытыми, а в магазин или на почту пробираются почти на ощупь. Если выходят из дома, то идут по проселочным дорогам, прижавшись к обочине, - приближающийся автомобиль в плотном дыму можно определить лишь по шуму двигателя.
- Горящие торфяники окопаны по периметру, очаги возгораний пожарные отсекли от деревень, и местные жители сейчас в безопасности, - комментирует Андрей Лундин, начальник ГО и ЧС администрации Чебаркульского района. – С подземным возгоранием бороться намного сложнее, чем с поверхностным. Площадь торфяников уже пройдена плугами, экскаваторы продолжают рыть глубокие канавы, которые нужно заполнить водой. Но даже эта мера не всегда может остановить распространение торфяного пожара. Нужен постоянный контроль. Во время тушения был момент, когда подземное тление чуть не перешло в лесной пожар.
Залить снова?
Торфяники под Шахматово загорелись, вероятнее всего, по вине человека. По словам Андрея Лундина, чтобы торф заполыхал, достаточно одной зажженной спички. В таких случаях сухая трава, куда падает искра, выгорает и огонь уходит вглубь, под землю. Очаги возгорания множатся, и вскоре дым валит из подземных выходов через каждые 30-40 метров. Теплая безводная осень способствует распространению огня.
Дымовую полосу в минувшую субботу наблюдали также и на участке трассы М5 в районе поселка Тимирязевский. Торфяники, которых рядом с поселком тоже немало, там не горели. Это была гарь с шахматовских болот, осевшая в низину ночью.
По данным регионального Управления МЧС, с начала пожароопасного сезона в Челябинской области произошло 14 торфяных пожаров. Подземным огнем пройдена площадь в 82 гектара.
Болотным дымом в этом году дышали не только жители Шахматово и Запивалово. Около двух недель назад под селом Ступино в Чебаркульском районе также горели торфяники.
В начале августа осушенные болота полыхали в окрестностях Миасса, близ станций Флюсовая и Машгородка. В сентябре снова заполыхали залежи торфа в Златоусте. В том же месте, где летом пожарные боролись с подземным огнем несколько недель. Есть мнение, что ежегодные торфяные пожары - следствие бездумной мелиорации, которую проводили еще в советское время. Выходит, чтобы предотвратить пожары, нужно использовать торф из осушенных болот или заливать их снова, восстанавливая нарушенную экосистему. А может быть, попросту не бросать в лесу горящих спичек?
Мнение:
Александр Тюрин, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии №3, врач анестезиолог-реаниматолог высшей категории, кандидат медицинских наук, главный внештатный токсиколог министерства здравоохранения Челябинской области:
- Состояние жителей, надышавшихся дымом от торфяных пожаров, зависит от концентрации в воздухе угарного газа и других продуктов горения. Если содержание угарного газа в крови будет достаточно высоким, то в первую очередь, пострадает центральная нервная система – начнутся головные боли, тошнота, рвота. Интоксикацию угарным газом можно преодолеть терапией с использованием кислорода. Этот вид помощи доступен в медицинских учреждениях. Поможет ли в этой ситуации молоко и прочие напитки, которые, как принято считать, выводят вредные вещества из организма, не ясно. По крайней мере, в токсикологии нет официальных данных на этот счет.
Смотрите также:
- На Южном Урале продолжает действовать чрезвычайный класс пожарной опасности →
- Крупный пожар под Курганом тушили с помощью вертолета →
- Челябинцам напоминают правила пожарной безопасности →