Александр Мясников: «В России принимается препаратов больше, чем во всех странах мира»

 

   
   

После окончания московского мединститута работал за границей - в Африке, во Франции, в США, где не только подтвердил советский диплом, но и стал врачом высшей категории американского комитета по медицине.

После возвращения был главврачом Кремлёвской больницы. Создал Американский центр медицины в Москве, где лечатся известные политики и бизнесмены. Недавно «американский доктор» вернулся в государственное здравоохранение и возглавил московскую городскую больницу.

«АиФ»: - Александр Леонидович, вы ратуете за введение в отечественную медицину западной системы стандартов. А есть ли у нас отечественные наработки?

А.М.: - Школы стандартов существовали и в России, но эти наработки давно утеряны. Теперь изобретать велосипед долго и дорого. Невозможно противопоставить свой скудный опыт индустрии доказательной медицины. В мире уже выработан алгоритм лечения больных, который выверен на миллионах пациентов. Нам нужно только согласиться с правильностью предложенных методов. Введение системы стандартов позволит нам сэкономить. Если бы мы приняли систему стандартов, все бы узнали, что лучшее лекарство от гипертонии - это копеечные мочегонные препараты, от инфарктов эффективнее всего защищает аспирин, оптимальный антибиотик при пневмонии - тетрациклин стоимостью 15 рублей, а не импортные препараты по 80 долларов за пузырёк. Система стандартов спасёт пациентов и от болезненных операций. Только в России при гайморите до сих пор делают проколы, хотя доказано, что эта процедура не облегчает болезнь. Во всём мире тромбоз глубоких вен лечится разжижающими кровь препаратами, у нас же пациента оперируют. Если бы мы научили врачей действовать синхронно, то сэкономили бы и на оборудовании - в Америке подсчитано, что на 300 тысяч населения достаточно одного томографа, в каждой районной клинике он не нужен.

Фикция на прилавке

«АиФ»: - Сейчас много говорят о поголовной рецептуре…

А.М.: - Вводить поголовную рецептуру нужно обязательно - в России принимается препаратов больше, чем во всех странах мира. Мировая практика показывает, что 50 наименований препаратов хватает, чтобы закрыть все нужды. В России популярны дорогостоящие лекарства с недоказанным эффектом. Это гепатопротекторы (здоровому человеку они не показаны, а при заболеваниях печени препараты могут ускорить развитие болезни). Популярны у нас дорогие препараты для улучшения мозгового кровообращения, лечебный эффект которых не доказан. Ещё одна разводка на деньги - иммуномодуляторы, в России их свыше 500 наименований. Их влияние на иммунитет не доказано, а отдалённый эффект от применения не изучен. Только в России применяются пробиотики - ведь диагноз «дисбактериоз» существует только в нашей стране. Говорят, что после введения обязательных рецептов врачи захлебнутся от наплыва пациентов. Не уверен: ведь необходимых препаратов - единицы, а остальные назначаются бездумно.

   
   

Золотые койки

«АиФ»: - Поработав в Европе, Америке, побыв главврачом «Кремлёвки» и частной клиники, вы согласились возглавить городскую клиническую больницу…

А.М.: - С течением времени моё отношение к отечественной медицине ощутимо поменялось. Я понял, что опыт и грамотность большинства наших медиков вполне сопоставимы с опытом западных коллег. У нас берутся за такие случаи, от которых иностранные врачи отказываются сразу. Недавно в нашу больницу привезли таджика, которому бревно упало на живот и оторвало печень. Наши врачи оперировали 12 часов - хотя уже через час было ясно, что пациент умрёт.

В Америке, видя бесперспективность, продолжать операцию ни один врач не станет. Кстати, обучить врача работать по западным стандартам гораздо проще, чем перестроить пациентов. Мы вырастили поколение больных, которые при любой болезни просятся в больницу - полежать, понаблюдаться, «покапаться».

Попробуйте у пожилого пациента отнять его любимые (но недействующие) препараты. Он забросает жалобами все инстанции! Но меняться придётся. Больницы будут оснащаться дорогой аппаратурой и дорогим персоналом. И «золотую» койку не сможет «застолбить» на месяц ни один пациент.

Смотрите также: