Профессор А. Васильков: «Освобождать от физкультуры - только если ты в реанимации!»

   
   

60% российских школьников не посещают уроки физкультуры - такую статистику приводит Министерство образования России. Интернет пестрит объявлениями «куплю освобождение от физкультуры».

Почему физкультура - нелюбимый предмет школьников? Как можно с помощью физкультуры вылечить себя от многих заболеваний? Наш собеседник - профессор, доктор педагогических наук, преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта Южно-Уральского госуниверситета Андрей Васильков.

Реанимация - причина уважительная

- Вы считаете, что освобождение от физкультуры вообще не надо давать? Ни при каких условиях?

- Мы же не даём освобождение от урока математики. Только если ты в реанимации, у тебя агония - вот тогда это уважительная причина. Ходить должны все, но при разном состоянии здоровья - в разные группы. У нас есть 5 медицинских групп среди школьников (основная, подготовительная, специальная, лечебная, адаптивная - прим. ред.). Ни одной из групп не дается никаких поблажек, никакого освобождения от физры.

- В сентябре 2010 года факультет физической культуры и спорта ЮУрГУ проводил конференцию по проблемам физвоспитания в образовательных учреждениях. На ней прозвучало: дети не посещают уроки физкультуры, а если приходят, то не приносят форму…

- Опрос студентов, читают ли они классиков русской литературы, показал, что 99% не читают. Почему? Потому что предмет «Литература» в школе превратился в скучное «литературоведение». Именно дисциплина прививает нелюбовь к русской литературе. Нашим детям не привили любовь к физкультуре и мышечным движениям - это раз.

   
   

Во-вторых, запугали завышенными требованиями к сдаче нормативов физической подготовленности. Оттого и сбегают. Если будут делать так и впредь, то потеряют последнее здоровье. По нашим данным, в Челябинске от 0,3 до 3% учащихся средних школ - здоровые, от 3 до 28% - практически здоровые, 25-55% - больные в стадии компенсации*, 5-12% - больные в стадии субкомпенсации (ЛФК), 1-4% - инвалиды.

- То есть для больных с различными заболеваниями существует лечебная физкультура. Тогда почему врачи освобождают учеников от уроков физкультуры?

- Врачам тоже в своё время была ненавистна физкультура в школе. К тому же в программе медицинских вузов на дисциплину «Лечебная физкультура и врачебный контроль» дается всего 16 часов. Это очень мало, чтобы раскрыть физиологические механизмы и клинику терапевтического действия мышечных упражнений.

- А каков механизм этой самой терапии? Как физические упражнения лечат?

- Если мышцы не работают, то и внутренние органы бездействуют, происходит «застой крови», органы начинают болеть. Мышечные упражнения увеличивают кровоток во всех органах, а значит, усиливают их снабжение кислородом и питательными веществами, быстрее выводятся из органов продукты распада. Голландский врач Геберден в 1772 году впервые описал болезнь «грудная жаба» - ишемическая болезнь сердца (ИБС). Его пациент вылечил стенокардию тем, что в течение 6 месяцев ежедневно по полчаса пилил дрова.

- А в чем суть?

- Я работаю рукой - и тренирую мышцу сердца! У нас есть коллатеральное (капиллярное - прим. ред.) кровообращение. Протяженность кровеносных сосудов в организме человека - 100 тысяч километров, два раза вокруг экватора! При варикозном расширении вен (когда образуются тромбы в сосудах) врачи берут артерию с ноги и пришивают взамен закупоренной, чтобы направить кровоток туда, иначе этот участок будет страдать от недостатка кислорода и питательных веществ.

Но… этого можно добиться без операции: надо лишь только дать определенную нагрузку мелким сосудам, и они «подрастут» до крупных и восстановят нормальное кровообращение. Это естественное шунтирование и произошло с пациентом Гебердена! Вы знаете, что сердечно-сосудистые заболевания растут таким же темпами, какими уменьшается физический труд? Зависимость обратно-пропорциональная.

- Если врач Геберден 230 лет назад знал, как лечить стенокардию, то почему она сегодня неизлечима?

- Потому что врачи не знают основ науки о физической культуре и спорте.

Физкультминутка

- Физкультура - это наука?!

- Да. Интегральная наука, знания которой опираются на анатомию, биохимию, физиологию, биомеханику, педагогику и психологию. Она являются научной дисциплиной, по которой защищают кандидатские и докторские диссертации.

Трудно вообще переломить менталитет не только врача, но и обычного учителя математики или русского. Я говорю: каждые 15-20 минут необходимо делать физкультминутки на уроке из 4-5 упражнений. Потому что доказано: внимание и концентрацию ребенок держит только в течение 20 минут! У нас же без конца: «Не шевелись! Не оборачивайся!» У детей полная гиподинамия! Хотя именно движение стимулирует мозг!

- В Советском Союзе был физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне». Есть ли сегодня альтернатива ему?

- Нет. Попытка распространить «Президентские игры» не получила широкой поддержки, а нормативы не рассчитаны на массы учеников.

В США возрастные нормативы нашего ГТО с небольшими изменениями приняли за основу физического воспитания в школах, вузах и среди населения, а мы отказались.

- Почему?

- В погоне за количеством «значкистов» педагоги форсировали нагрузки у школьников, это привело к тому, что «чемпионы ГТО» в будущем не становились мастерами спорта, их организм «изнашивался» раньше времени.

- Физкультуру сделали обязательным предметом в новой программе для средних школ…

- Это хорошо, главное, чтобы не «заболтали» и не исказили идею. Вы же не будете спорить, если я скажу, что большинство школьников ведет «здоровый образ жизни»? Так почему же тогда большинство школьников больные, а 40% выпускников не годны к воинской службе? Да потому что то, что мы называем здоровым образом жизни, не является таковым.

Примеры здорового образа жизни можно взять у народов-долгожителей: джайны (средняя продолжительность - 140 лет), эвенки и якуты (133 года), хундза (120 лет), вилкамбамба (115 лет). Они йоги. Однако учёные эти народы мало изучают… Почитайте газету «Вестник ЗОЖ» (Здоровый образ жизни) - это сборник знахарских рецептов и прочего, в нем есть всё, кроме здорового образа жизни.

Читая такую газету, люди верят, что настои трав - это и есть здоровый образ жизни. Медики зарабатывают на болезни и страданиях людей, за здоровье им не платят. Необходима новая профессия - специалист по здоровью. Такая попытка была, создали дисциплину о здоровье здорового человека - валеологию, но медики почувствовали конкурента и уничтожили «педагогическую валеологию».

- Какую оценку можно поставить нашей нации? Она здорова?

- Мы подошли к пределу недопустимого. Естественный прирост населения катастрофичен, нация может исчезнуть. Нужно разработать «науку о здоровье» и «этиологию здоровья». Ну и принять государственные программы.

 

Смотрите также: