Новая методика спасла женщине почку

   
   

После 9 часов напряженной работы Евгений Полторак и другие хирурги областной клинической больницы смогли перевести дух. Однако об успехе говорить тогда было еще рано: женщина пошла на поправку после дополнительных процедур через десять дней.

Оксана Николаевна начала чувствовать себя плохо летом прошлого года. У нее появилась слабость, головокружения, проблемы с мочеиспусканием, она заметно похудела. Однако к врачам обратилась не сразу. После обследования выяснилось, что у 40-летней женщины рак обеих почек (обычно эта болезнь поражает один из органов, описываемый случай встречается редко).

Одна из почек начала разрушаться. Понадобилась срочная операция. Оксана Николаевна легла в челябинскую дорожную клиническую больницу, где ей удалили кровоточащий орган. Как сегодня утверждает пациентка, уже после той операции ей стало лучше. Но и на оставшейся почке оказалось четыре больших опухоли по 3-5 см.

Помогла заморозка

В этой ситуации у врачей было несколько вариантов. При удалении единственной почки развивается острая недостаточность этого органа. Понадобилось бы несколько раз в неделю проводить гемодиализ (лечение на аппарате «искусственная почка»). При этом возможны были значительные осложнения и резкое ухудшение качества жизни.

Второй вариант – это пересадка от донора. Причем в семье пациентки нашлись те, кто готовы были пожертвовать собой – сын и мама. Но как отметил заведующий хирургическим отделением областной больницы Евгений Полторак, после пересадки нужно проводить подавление иммунитета, чтобы организм не отторг новый орган. А это увеличивает вероятность повторения опухоли.

   
   

Третьим вариантом стало удаление опухолей на самом органе, к которому бы продолжала поступать кровь. Но этот путь отбросили сразу.

– Удалять такие большие опухоли на почке без извлечения ее из организма просто невозможно, – сказал Евгений Полторак. – Ведь она обильно снабжается кровью, поэтому кровотечение было бы очень сильным.

В итоге остановились на четвертом варианте: извлечь орган из организма и удалить опухоли, а саму почку сохранить. После извлечении из организма, её заморозили на 3 часа, чтобы не отмерли ткани. Затем с помощью оптических приборов аккуратно срезали все опухоли. После орган вернули на место и включили в кровоток. От почки после удаления больных тканей осталась половина. Оставшейся части сегодня хватает для того, чтобы нормально работать и выводить шлаки.

Описанную операцию провели четыре хирурга: заведующий хирургического отделения №2 областной больницы Евгений Полторак, сосудистый хирург Алексей Барышников, заведующий урологическим отделением Сергей Гуров и анестезиолог-реаниматолог Константин Чудиновский. Помогал и сын Евгения Полторака – Александр, который учится в интернатуре.

Такую методику на Южном Урале удалось применить, потому что полтора года назад в области начали осваивать трансплантацию почки. Поэтому если бы хирурги столкнулись с описанным случае раньше, сохранить орган не удалось бы. А ведь после удаления единственной  почки пациент получает инвалидность. Ему необходимо несколько раз в неделю проходить гемодиализ. Оксане Николаевне эту процедуру проходить не нужно.

 

Украшение челябинской хирургии

Так назвали проведённую операцию на последнем заседании областного Хирургического общества. На него приехали врачи со всего Южного Урала, чтобы познакомиться с уникальным опытом.

Даже в крупнейших российских клиниках подобные операции – большая редкость. Например, в московском онкоцентре Блахина за последние 9 лет провели только 8 таких вмешательств. Как отметил Евгений Полторак, проделанная работа демонстрирует нацеленность современной медицины на сбережение органов, а не на их удаление.

На заседании Хирургического общества присутствовала и сама пациентка. Когда Оксану Николаевну пригласили ответить на несколько вопросов, шла она с трудом (после операции прошло только полтора месяца). Но внешне выглядела вполне здорово.

– Я благодарна всем врачам, которые меня оперировали, – сказала она. – Меня, можно сказать, подлатали, и теперь я с надеждой готова жить дальше. Постепенно поправляюсь.

– Большой статистики по таким случаям нет, – сообщил Евгений Анатольевич. – Все-таки они составляют только 5 процентов от всех вариантов опухолей почек. В специальной литературе указано, что 5-летняя выживаемость в подобных случаях у 80 процентов пациентов. Это значит, что если через этот срок у женщины со здоровьем все будет в порядке, операция прошла полностью успешно. А прожить теоретически она может и до 100 лет.

– Вообще мы надеемся, что больше никаких операций Оксане Николаевне не понадобится, – продолжает Евгений Полторак. – Но наблюдаться она ещё, конечно, вне больницы будет. Самое важное, что наша пациентка осталась со своим органом и не стала инвалидом. Хотя, конечно, несколько небольших ограничений появилось: в диете и нагрузке. Хотелось бы отметить, что благодаря подобным операциям люди получают больше шансов на нормальную и достаточно комфортную жизнь.

Смотрите также: