Этот сам принимает решения, а тот всегда полагается только на родителей.
Оказывается, всему причиной - личностная беспомощность, не просто оценка, а целое явление, которое изучает психология. Заведующая кафедрой психологии ЧелГУ Диана Циринг написала монографию, посвящённую этой теме. Что же такое личностная беспомощность, откуда её корни и как с ней бороться?
Шишки всякие важны
- «Психология личной беспомощности» - звучит весьма по-научному. А можно ли применить вашу работу на практике?
- Конечно. Например, при воспитании детей. Ведь всем хочется, чтобы наши дети были перспективными, самостоятельными, не пасовали перед трудностями. К сожалению, именно при изучении личностной беспомощности я убедилась, что корни этого склада характера лежат в детстве.
- Может, сначала поясним, что же это такое - личностная беспомощность?
- Вообще-то, всё началось, как ни странно, ещё с опытов академика Павлова над собаками. Однажды лаборатория, где размещались животные, была затоплена - собак спасли, но прежние рефлексы от пережитого у них разрушились, новые формировались с большим трудом. Состояние собак, описанное тогда Павловым, очень похоже на беспомощность. Позже, уже в 60-х годах, американские психологи в своих экспериментах подвергали собак ударам тока, которых они не могли избежать.
Предполагалось, что если у таких собак появится возможность избежать удара, просто перепрыгивая в другую часть помещения, они будут делать это быстрее, чем собаки без подобного опыта. Однако, к удивлению экспериментаторов, собаки покорились своей участи, они просто покорно ждали очередных ударов. Это явление назвали «выученная беспомощность». После начали изучать, наблюдается ли нечто подобное у людей.
- Неужели тоже били током?
- Нет, конечно, есть масса других способов! Сразу выяснилось, что личностная беспомощность чаще встречается у пессимистов. Есть люди, которые постоянно находятся в состоянии беспомощности, это их свойство личности. Они более склонны к депрессиям, у них снижена креативность, то есть таким людям сложно искать несколько вариантов решения проблемы, у них моментально опускаются руки, если не срабатывает первоначальный план.
Словом, они скорее избегают неудач, чем стремятся к достижению успеха. И причину всегда ищут во внешних обстоятельствах, а не в себе. В итоге человек просто не ощущает себя хозяином своей жизни, что влияет не только на межличностные отношения, но и на профессиональную деятельность.
- Да уж, картину вы нарисовали неприглядную… Откуда же берутся такие черты?
- Во-первых, воспитание, а во-вторых, травмирующие события. Это может быть и развод родителей, и их новый брак, и рождение младших братьев и сестёр, жестокое обращение и так далее. Что касается воспитания, то при изучении вопроса меня подстерегала неожиданность. Сравнивали мам, воспитавших людей с личностной беспомощностью и мам, которые вырастили самостоятельных личностей. Отличий практически никаких! В чём же дело? Значит, что-то упустили.
В итоге выяснилось, что упустили отцов. Оказалось, что на воспитание детей они влияют в большей степени, чем привыкли думать ранее. Если папа не предъявляет ребенку чётких требований и не закрепляет за ним посильных обязанностей, но при этом склонен к чрезмерным наказаниям, то ребёнок может вырасти беспомощным.
Если говорить о родителях в целом, то дети с личностной беспомощностью чаще вырастают в семьях, где находятся в центре внимания, но при этом лишены самостоятельности, ограничены всяческими запретами и правилами. Есть семьи, в которых родители хотят, чтобы дети подольше оставались детьми, чтобы не было у них никаких огорчений и трудностей.
- Но большинство родителей этого хотят…
- Более эффективен другой подход. Вспомните, если ребёнок падает, одна мамаша поднимает охи и крики, другая, конечно, успокоит, но рассудит: «Ничего, надо и шишки набивать!». Понимаете, для ребёнка испытывать неудачу так же важно, как и успех. Должен быть опыт преодоления трудностей. Наконец, есть непоследовательные родители - их, кстати, больше всего. За одно они могут наказать, в другой раз вовсе посмотреть сквозь пальцы, иногда похвалить или проигнорировать. Ребёнок никак не может понять их реакцию, теряет контроль над ситуацией.
- С одной моей знакомой, весьма застенчивой в детстве, папа намеренно громко разговаривал в людных местах, и так избавил её от излишней застенчивости…
- Очень умный папа, молодец! Важно и то, что девочка при этом ощущала эмоциональную поддержку от близкого человека.
Стыдно не подняться
- Вы описали как не надо воспитывать. А как надо?
- Поощрять инициативу ребёнка, учить его принимать решения, выявлять творческие способности, но не мешать в выборе, быть оптимистом.
- А если конкретнее. Скажем, ребёнок получил двойку за контрольную. Как поступить правильно?
- Сказать ему так: «Ты ведь умный! Наверное, в этот раз плохо подготовился, не выспался». То есть давать объяснение по ситуации, а не личностную оценку, ни в коем случае не бросать: «Вот вечно ты так!». Не распространять этот случай на весь опыт ребёнка, иначе вы неизменно получите пессимиста, который не верит в свои силы. Конечно, и среди детей есть сильные личности - что называется, упал, но отряхнулся и дальше пошёл.
А есть те, которые решат - да, мне не дано! В результате первый, пусть даже и снова потерпит неудачу, будет пробовать снова и снова, пока не добьётся своего, тогда как второй изначально откажется от борьбы и никогда не добьётся успеха. То, во что мы верим, то и получаем.
- Иными словами, верен старинный афоризм: «Стыдно не то, если ты упал, а стыдно, если не поднялся»?
- Совершенно верно.
- Но получается, если уж в детстве воспитали беспомощным, то ничего не изменишь?
- Почему же? Есть различные семинары, тренинги. Если человек посещает их, значит, он уже настроен изменить свою жизнь. А настрой на многое влияет, как мы убедились.
- Это как в фильме «Всегда говори «да», где главный герой, очень замкнутый человек, пришёл на семинар. Главная идея была в том, чтобы отвечать «да» на самые невероятные предложения. В итоге он совершенно изменился и нашёл своё счастье.
- Верно. Просто потому, что получил огромное количество вариантов и не боялся терпеть неудачу.
- А как с известной теорией, что чаще преуспевают в жизни троечники как более независимые от оценок и более гибкие натуры?
- Что-то в этом есть, но абсолютизировать не надо. В какой-то сфере - например, бизнесе - большая гибкость действительно важна. Но, скажем, в науке большее значение имеют знания, стремление к системности, усидчивости.
- А вы сами были отличницей?
- Нет, но училась неплохо, родители не контролировали меня жёстко. Так что надеялась я только на саму себя.
Смотрите также:
- Кто виноват, что делать? Как невестке наладить отношения со свекровью →
- Время оглянуться. Почему женщины в 30 лет часто недовольны собой →
- Дорогой дневник... Из блогов Российских звезд (07.09.2012) →