Южноуральские учёные и студенты, занимающиеся научной работой, показывают высокие результаты на федеральных и международных выставках. Их изобретения покупают и внедряют в производство, вот только на этапе идеи поддержка крайне мала.
Сегодня в области готовится дорожная карта развития науки на 2018-2021 годы. Туда войдут мероприятия по поддержке научной деятельности. Правда, вопрос финансовой поддержки так и остаётся открытым.
Есть чем удивить
В этом году многие инновационные продукты, представленные молодыми южноуральскими учёными, получили большие гранты. Здесь главное - следовать нынешним реалиям и запросам. Например, студентка ЧелГУ Дарья Ивлева выиграла грант от губернатора Челябинской области на разведение артемии (мелкие ракообразные) - универсального живого корма для рыб. Эта же работа была отмечена на федеральном конкурсе «Умник» и принесла разработчику грант 500 тысяч рублей, выделенный на два года.
Аграрный университет совместными усилиями студентов и научных сотрудников в этом году получил золотую медаль на агровыставке и большой грант от федерального Министерства образования и науки за проект по репродукции сельскохозяйственных животных. Речь идёт о выращивании жизнеспособных эмбрионов и трансплантации их крупному рогатому скоту. Благоприятные условия инкубатора, где на первых месяцах жизни развивается эмбрион коровы, помогает впоследствии родиться более здоровому потомству с повышенной сопротивляемостью к болезням. В результате лучше особь - лучше мясо. На освоение этой программы выделено 250 млн рублей.
Процедура подачи заявки на получение крупных государственных грантов сегодня значительно упростилась и перешла в электронный вид, однако требования к научному проекту по-прежнему высоки, и это ограничивает участие в конкурсах широкого круга учёных. В частности, необходимы публикации не только в российских, но и в мировых научных журналах. По признанию научного сообщества, вероятность получить подобного рода финансовую поддержку государства не очень большая. Приходится искать варианты. Так, многие вузы имеют внутренние фонды для поддержки исследований и публикаций, а челябинский филиал РАНХиГС уже не первый год сотрудничает с частным инвестором и выплачивает повышенные стипендии талантливым студентам. Однако это всё крохи, без должной государственной помощи достойно развивать науку невозможно.
Безнадёжно отстали
В Челябинской области на данный момент действуют семь научных центров Российской академии наук, которые хоть и частично, но финансируются из государственного бюджета. Для сравнения: в Свердловской области таких организаций более 20, а значит, и выделяемых денег на целевое развитие научных исследований и инновационных продуктов там значительно больше.
«Поле для деятельности профессиональных учёных в нашем регионе уже, чем у соседей, - констатирует директор челябинского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, доктор политических наук, профессор Сергей Зырянов. - Не мотивирует идти в науку и заработная плата. В среднем по стране зарплата преподавателя вуза составляет 48 тысяч рублей, а научных работников - около 36 тысяч. Даже из этой разницы понятно, что человек, получивший высшее образование вплоть до аспирантуры, скорее выберет деятельность вузовского преподавателя, а никак не учёного. Конечно, есть люди увлечённые, с потребностью самореализации в науке, но их относительно немного».
Современная наука требует должного уровня технического оснащения для организации и проведения исследований. Но и эта задача решается государством только частично. По всей стране определены около 30 вузов, которые считаются национально-исследовательскими (в их числе ЮУрГУ), и только они получают финансирование на создание современной научно-исследовательской технической базы. Речь идёт о 150-200 млн рублей в год, что считается относительно небольшими суммами. Остальные вузы вынуждены обновлять свои лаборатории на собственные сэкономленные средства.
Всё это не может не сказаться на позиции России в мировом рейтинге научных достижений. По статистике, которую приводит Всемирный банк, доля РФ в создании новых научных продуктов сейчас составляет 0,5% от мировой. Хотя всего полвека назад по многим направлениям научно-технического прогресса (космические исследования, атомная энергетика, лазерная техника) наша страна была лидером.
«На Западе совсем другие, более действенные способы поддержки науки, - заявляет Сергей Зырянов. - Там большое распространение имеет создание и использование так называемых эндаумент-фондов. Это специальные фонды, которые создаются при университетах для реализации научных исследований, и деньги в эти фонды направляют крупные корпорации, которым интересно что-то исследовать. Они делают заказы научным университетам, за счёт чего обеспечивают свою конкурентоспособность.
А у нас в силу ряда причин, в основном экономических сложностей, менталитета и традиций, таких фондов просто нет».
«Когда с какими-то перспективными разработками мы выходим на предприятия, на потенциального заказчика, - делится начальник научно-исследовательской части Южно-Уральского государственного аграрного университета Антон Калугин, - нам говорят: вы сначала сделайте за свой счёт, создайте готовый продукт, а мы потом посмотрим, стоит в это вкладывать средства или нет. На идею, пусть и хорошую, деньги никто давать не будет».
Есть перспективы?
Сегодня главной движущей силой науки на Южном Урале всё-таки остаются вузы. Именно на них делает ставку правительство области и в их развитие будет вкладываться ближайшие три года.
«Мы подготовили документ - Дорожную карту национально-технологической инициативы на 2018-2021 годы, - рассказывает начальник отдела высшего образования и науки министерство образования и науки области Елена Девятова. - На базе опорных вузов региона будут созданы новые научно-исследовательские лаборатории. В Магнитогорском ГТУ, ЮУрГУ и ЧелГУ появятся центры компетенции для формирования предпринимательской культуры, здесь студентов будут учить продвигать и продавать свои проекты. Совместно с предприятием «Андроидная техника» будут созданы лаборатории по робототехнике на базе ЮУрГУ И МГТУ. ЧелГУ и Южно-Уральский медицинский университет получат центры «НейроНЭТ», они включают в себя лаборатории, работающие в области генной и клеточной терапии».
Карта будет утверждена федеральным центром только в начале 2018 года, после этого станет известна полная сумма финансирования. Хочется надеяться на лучшее, но, как замечают наши специалисты, год от года финансирование образования в целом со стороны федерального бюджета только сокращается.
Комментарии учёных
Проректор по научной работе ЧелГУ, профессор, доктор физико-математических наук Василий Бучельников:
- В советское время людей науки было больше, но и выпускники школ были другие. Сегодня молодёжь не заинтересована в изучении фундаментальной науки, чистая физика, например, уже совсем неинтересна. Поэтому для привлечения абитуриентов на нашем факультете мы были вынуждены открывать направления, которые к нам косвенно относятся: наноинженерия, технология материалов, информационная безопасность роботизированных систем и др.
Однако те, кто физику изучает, получают уникальные знания, и у них нет проблем с трудоустройством. Университет имеет и внутренние программы, и фонды по поддержке талантливой молодёжи. У нас в этом году руководством вуза было принято решение платить успевающим студентам и аспирантам достаточно большие стипендии, первым до 8,5 тысячи рублей, вторым - до 12,5 тысячи.
Что касается выделения грантов, нужно сказать, что в последнее время наблюдается тенденция к поддержке проектов именно молодых исследователей.
Первый проректор Русско-Британского института управления (Челябинск) Максим Усынин:
- Для нас наука - это бизнес. В структуре нашего института научные исследования и прикладные разработки - это 15% бюджета. Порядка 35 млн рублей ежегодно из средств заказчиков мы привлекаем на проведение исследований. Так работают далеко не все вузы.
На последнем чемпионате WorldSkills, где участники из разных стран соревнуются в уровне профподготовки в различных сферах, мы увидели, что именно продавать свой продукт, свои разработки Россия не умеет. На конкурсе фурор произвели наши дизайнеры (графические, веб-дизайнеры). Наши ребята получили предложения по работе в Калифорнии прямо на чемпионате. Мы оказались на голову сильнее в базовом фундаментальном дизайнерском образовании своих коллег всех стран.
Но что касается взаимодействия с заказчиком, здесь начинается пропасть. Если преодолеть эту пропасть, у России есть шанс на лидерство в новой цифровой революции.
Смотрите также:
- 100 миллионов учёным. На Южном Урале поддержат фундаментальные исследования →
- Науку дешево продаём. Господдержка разыгрывается на торгах →
- Жива ль наука? Чего не хватает лучшим южноуральским умам? →