Клара Антонова: балет «Пахита», записки на полях театральной программки

Роль главной героини балета исполнила Диана Косырева. © / Андрей Голубев / Челябинский Государственный академический Театр оперы и балета им. М.И.Глинки

Новый театральный сезон для южноуральского балета начался с «Лебединого озера», «Дон Кихота» и нового спектакля «Пахита», премьера которого недавно состоялась.

   
   

Я в тот вечер находилась в зрительном зале оперного театра, в окружении многочисленной публики. Купила программку. Поудобней расположилась в кресле. Как всегда, стала внимательно рассматривать содержимое программки и делать свои заметки на ее страницах. Конечно, приковывало внимание название спектакля. Оно было выделено ярко-красным цветом. И большие печатные буквы, разместившись в стройной линии, как примерные танцовщицы от одного края сцены до другого, составили главное слово вечернего представления – «ПАХИТА». Оно особенно эффектно выглядело на торжественном сине-бело-желтом фоне развевающегося занавеса с богато-золотистым орнаментом, будто открывающего окно театральной сцены на декоративный задник. На нем бело-голубые облака. Их разрезают огромные, остроконечные скалы. На одной из вершин - таинственный, сказочный замок. С левого края листа - архитектурно-художественное обрамление общей картины утонченными колоннами и такими же, устремленными вверх, ажурными подсвечниками со свечами. Это придавало общему облику программки импозантный оттенок. Внизу - легким намеком - коричневато-желтый шатер и экзотические, зеленые растения. Вся эта живописная фантазия послужила основой для сообщения зрителю важных сведений о спектакле. Небольшими белыми буквами написано: имена композиторов - Э. Дельдевез, Л. Минкус, «балет в 2-х действиях, четырех картинах. Либретто в редакции Юрия Клевцова». Далее, как положено в программах оперного театра: действующие лица, краткое содержание действий - первого, второго, картин -первой, второй, третьей, четвертой. Перечислены 8 персонажей. Упомянуто участие артистов балета, миманса, учеников хореографического колледжа ЮУрГИИ. Выделены имена и фамилии постановщиков, создателей спектакля. Балетмейстер - Юрий Клевцов, ассистент балетмейстера - Юрий Выскубенко, художник - Дмитрий Чербаджи, музыкальный руководитель, дирижер - Евгений Волынский, педагоги-репетиторы - Татьяна Предеина, Андрей Булдаков, Наталья Выскубенко, Наталья Кулешова, Эдуард Сулейманов, концертмейстеры - Александр Свободин, Михаил Рейнер, Екатерина Телешова. На последней странице - три цветных репродукции с эскизов декораций. В голубовато-зеленых, светло-сиреневых, сине-бело-красных тонах. И четыре эскиза женских костюмов, один - мужского. В конце представлен «Попечительский совет Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки».

Вместе с программкой «Пахиты» я держала в руках припасенный к открытию 62-го сезона, Репертуар оперного театра на сентябрь-октябрь 2017-го года. Под разрозненные звуки инструментов музыкантов оркестра, разогревающихся перед началом спектакля, знакомилась с афишей. И обратила внимание: из девяти названий балетов семь связаны с именем Петипа, оставившего мировой и отечественной хореографии выдающиеся образцы наследия 19-го века. Выходит, Петипа в Челябинске на сегодняшний день - самый современный и исполняемый мастер танца. И как знаменательно, что к весне 2018-го года, когда весь балетный мир будет отмечать 200-летний юбилей Альфонса Виктора Мариуса Петипа, на сцене нашего главного музыкального театра предстанут когда-то сохраненные Петипа «Эсмеральда» (новая редакция по Перро), «Жизель» (новая редакция Петипа по Коралли), созданные вновь «Лебединое озеро» (вместе с Львом Ивановым), «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Баядерка» и «Пахита» (сначала-по Мазилье, потом - собственные варианты).

Поставленная Юрием Клевцовым «в духе Петипа», сохранившая Большое классическое Па (не указано, к сожалению, имя главного сочинителя этого шедевра), «Пахита» явилась на южноуральскую сцену знаком благодарной и доброй памяти хореографа 21-го века мастерам балета 19-го, 20-го веков, тем, кто донес до нас драгоценные фрагменты старинного представления. И одновременно - ставшая оригинальной версией сегодняшнего виденья цельного, развернутого спектакля. Это успешно сделал уже в Париже «балетный археолог» Пьер Лакотт 16 лет тому назад, затем показал возрожденный балет в 2013 году в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Вскоре, тщательно изучивший, расшифровавший записи «Пахиты» по системе Степанова в архиве Гарварда, поставил этот балет в Мюнхене Алексей Ратманский. Весной 2017-го в Санкт- Петербурге появилась версия Юрия Смекалова и Юрия Бурлаки. Так что все чаще современные балетмейстеры обращаются к этому старинному спектаклю, стараясь вернуть его зрителю в развернутом виде. В их числе - Юрий Клевцов.

О чем же балет? В центре сюжета - судьба Пахиты. Маленькой девочкой похищенная цыганами, с годами она превращалась в юную красавицу и отменную плясунью. Не избежав напряженных, запутанных происшествий на пути к счастью, она находила своих знатных родителей и возможность стать женой влюбленного в нее молодого дворянина. Одним из интригующих моментов по ходу действия являлась сцена спасения возлюбленного путем подмены стакана с отравленным вином. Благополучный финал с традиционной свадьбой и общим праздничным весельем обещал зрелище торжественное, радостное. Когда и где появился балет? Во Франции, в парижской Большой опере. Весной 1846 года на музыку Э. М. Дельдевеза, по сценарию П. Фуше, Ж. Мазилье поставил двухактный балет в трёх картинах Мазилье. В главных ролях выступили прехорошенькая романтическая артистка и певица, итальянка Карлотта Гризи (Пахита) и родной брат Мариуса - Люсьен Петипа (Люсьен). Я думаю, театралам известны эти факты. Но не лишне вспомнить о них, верно? Как и о том, что образ героини, по утверждению балетоведов, заимствован либреттистами у писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра из новеллы «Цыганочка». К слову сказать: 29 сентября 2017 года Сервантесу исполнилось 470 лет(!) Из прошлого - в настоящее. Когда же название «Пахита» возникло на афишах нашего города? 40 лет тому назад. В 1977 году первая прима-балерина Челябинского оперного, а в то время ведущая солистка Большого театра Светлана Адырхаева вместе со своим мужем Алексеем Закалинским реставрировали «Большое классическое Па» из третьего действия старинного балета, сохранили, как было принято, название всего балета. В 1995, в 2003 годах Герман Прибылов воссоздал «Большое классическое Па» вновь как самостоятельное и самодостаточное произведение искусства под тем же именем главной героини. В 2008 это «Гран па» завершало спектакль «Золотой век Русского Императорского балета». Тогда лучшей Пахитой для меня стала Татьяна Предеина. И вот, спустя еще 14 лет, Юрий Клевцов сочинил новый спектакль в двух действиях, четырёх картинах.

Несмотря на то, что «Пахита» появляется в репертуаре балетной труппы в пятый раз, это особый случай. Хореограф проделал немалую работу по обновлению, сокращению, введению нового действующего лица и «Сна Пахиты» во вторую картину либретто. А как же спектакль, вправе спросить читатель. Он промелькнул, действительно, как сон. Оставив мне возможность вернуться вновь к программке и моим заметкам лишь во время антракта и дома. Я отметила, что долгую жизнь балету обеспечили, в первую очередь, хореография, ее сочетание с талантливой пантомимой, испанский колорит классических движений, заразительно-танцевальная музыка. Сам Петипа был первоклассным «мимом», знатоком испанских танцев. Потому блеснуть перед российской публикой по приезде в Петербург, после Нанта, Бордо, Нью-Йорка, Мадрида, лучшего спектакля, чем «Пахита» - парижская новинка, молодой Петипа не видел. Для своего дебюта он перенес этот балет 6-го октября по новому стилю 1847 года на сцену Большого петербургского театра. Выходит, 170 лет(!) тому назад «Пахита» появилась в России. Как вовремя спектакль предстал перед южноуральцами, не правда ли?

   
   

Даже многолетние потери первозданных балетмейстерских находок Петипа не остановили Юрия Клевцова от желания вернуть на сцену одно из любимых созданий самого плодовитого хореографа 19-го века. Все внимание Юрий Викторович сосредоточил на русской академической школе балета, включающей исторический, характерный, деми-характерный, классический танцы. Цитируя и сохраняя лучшие фрагменты прежних постановок: бального полонеза, мазурки с их поклонами, парадными па, «голубцами», поворотами, «ключами», подчеркивая в выходах кордебалета, солисток, балерины стиль исполнения академической мазурки в «Большом классическом па», Клевцов также пытался следовать композиционным принципам Петипа в хореографических «текстах» взаимодействия всех участников той или иной сцены. Чаще всего использовал прямые линии вдоль рампы, кулис, задника, центра сцены, выстраивая артистов по диагонали, по кругу. А разработанная Петипа форма хореографической миниатюры внутри многоактного балета позволила Клевцову сочинить новую сцену – «Сон Пахиты».

Имя Юрия Клевцова я впервые встретила в программке премьерного спектакля «Эсмеральда» Ц. Пуни на сцене Челябинского оперного театра в 2012 году. Хореографом-реставратором постановки Мариуса Петипа стал серьезный знаток наследия прошлых мастеров - Юрий Бурлака. Отдельные танцы сочинил Юрий Клевцов. Дирижировал балетом одаренный Антон Гришанин, который вскоре переехал в Москву и стал дирижером Большого театра. А Клевцов, окончив сценическую карьеру ведущего танцовщика Большого, приглашенного солиста в Аргентине, Стамбуле, гастролирующего артиста в проекте «Звезды ХХI-го века», защитив диплом по специальности «Балетмейстер-постановщик» в РАТИ (Российская академия театрального искусства), недолго поработав в Ростовском музыкальном театре балетмейстером, приехал в Челябинск. После союза с Бурлакой в работе над «Эсмеральдой» Юрий Викторович создает в соавторстве с хореографом Марией Большаковой и художником Дмитрием Чербаджи новую редакцию «Щелкунчика» П. И. Чайковского. Тогда особенно запомнилось, как живо, по-современному смело была решена одна из традиционных на российской сцене - Новогодняя елка в первом акте . В 2014 году в содружестве с художником Чербаджи осуществляют новые сценические редакции балетов «Лебединое озеро» и «Баядерка». В 2016 - добрым бажовским огоньком осветила сумрачную картину деревенской глуши ларинской усадьбы его «Русская пляска» в опере «Евгений Онегин». А 2017 - удачно укрепил, ранее возникший творческий триумвират: Волынский, Чербаджи, Клевцов балет «Пахита».

Евгений Волынский - музыкальный руководитель и дирижер спектакля оказался одним из главных героев новой постановки. Живой, темпераментный, радостный, пластически выразительный. Он воистину «протанцевал» весь балет. Так были красноречивы его руки, корпус, эмоции. Эскизы художника Дмитрия Чербаджи, чей почерк узнаваем по прежним работам в нашем театре, на этот раз, на мой взгляд, оказались более притягательны, чем реализованное воплощение в сценических декорациях и костюмах, подчеркивающих «тяжелый шик» императорских театров. Особенно в сравнении с французским вариантом Пьера Лакотта и художницы Луизы Спинателли, где чистые пастельные цветовые тона костюмов, не перегруженных украшениями, исполненных изящно, с чувством особого благородства, радовали глаз. А свободный от лишних живописных подробностей задник помогал зрителю сосредоточиться на танцах артистов с их меняющимися переходами, очаровательными комбинациями, и милой, ясной пантомиме. В нашем премьерном спектакле самое доброе впечатление оставили артисты кордебалета. Они достойно исполнили массовые танцы. Особенно - в первой и четвёртой картинах. Вновь, как и прежде в «Иде», хорошо выглядел мужской кордебалет. Он приобрел профессиональную чистоту и стройность в исполнении ансамблевых сцен. Дети неплохо справились с таким сложным танцем, как мазурка.

Солисты в меру своих возможностей и природных данных старались соответствовать порученным балетмейстером партиям. Мне удалось увидеть лишь один состав. О них и делюсь своими впечатлениями с читателем. Диана Косырева - гостья из Москвы не первый раз участвует в спектаклях челябинцев. На этот раз - в роли главной героини. Ее Пахита обаятельная, женственная, приятная. Внешним обликом слегка напоминает первую исполнительницу парижской сцены - Карлотту Гризи. Партнер Дианы - Валерий Целищев в партии Люсьена - надежный, внимательный, романтичный поклонник своей избранницы. Однако актерский дуэт, наполненный чувством любви, тепла, нежной страсти, на мой взгляд, еще не состоялся. Предводитель цыганского табора Иниго, безуспешно преследующий свою лучшую танцовщицу навязчивыми ухаживаниями, в исполнении Зураба Микеладзе особо темпераментно и выразительно проводит первую картину. Его позы скульптурны, движения резки, полны гнева, ярости, когда Пахита отказывается танцевать по его приказу. Два опытных артиста, подчиняясь традиции балетного театра, выступили в пантомимных ролях. Михаил Филатов исполнил роль отца Люсьена, французского генерала Графа де Эрвильи. Его пластика певуча, облик благороден. На долю Андрея Булдакова выпала наименее выигрышная роль, без ясной цели и задачи. В «Действующих лицах» программки его персонаж назван Дон Лопес де Мендоза - губернатор провинции в Испании, главное предназначение которого в спектакле - встречать и сопровождать своих друзей из Франции. Но его присутствие в сюжете балета определяет основной колорит испанского оттенка в красках движений танцоров. Постановщик волен был, как мне кажется, «наградить» героя Булдакова хотя бы несколькими па в момент приглашения жителей провинции Сарагосса «станцевать в честь французских гостей». Но загадочный персонаж так и остается «безмолвным». Зато удачно придуманный Клевцовым новый участник балетных событий - юный слуга Иниго Цыганенок - становится одной из самых живых и важных фигур в спектакле. Николай Юскин ясно, понятно, увлеченно, заразительно-игриво, естественно и ярко воплощает образ Цыганенка, маленького спутника, участника коварного плана своего хозяина-цыганского барона Иниго в подготовке убийства Люсьена, возлюбленного Пахиты. Юскин легко и достоверно живет в условном мире балетного представления, помогая мне, как зрителю, воспринимать «Пахиту» прежде всего как романтическое театральное зрелище, а не просто хореографический двухактный дивертисмент, демонстрирующий технику танцоров, композиционное мастерство прошлых и сегодняшних балетмейстеров. Хотя массовый танец в первом действии изобретателен и хорош.

По мнению Клары Антоновой, актерский дуэт, наполненный чувством любви, тепла, нежной страсти, еще не состоялся. Фото: Челябинский Государственный академический Театр оперы и балета им. М.И.Глинки/ Андрей Голубев

Не проходит восторг от воплощения в танце музыки в «Большом классическом па». Он постоянен и бесспорен . Потому возбужденные крики публики, длительные аплодисменты, взаимное радостное чувство благодарности зрителей и раскланивающихся перед ними артистов - доказательство успешно прошедшей премьеры. Казалось, что собравшиеся в освещенном люстрами и позолотой зале горожане хотят продлить мгновения встречи с театром. Где нет житейских забот, темных вечерних улиц. Где звучит радостная музыка, сцену заполняют нарядные, изящные танцовщицы, галантные кавалеры. И оживает старинный балет с его сюитой номеров, бесхитростным развлекательным сюжетом. Особенность театра - в нем каждый вечер уникален, он всегда неповторим. Будут иные исполнители - возникнут новые впечатления. Да и спектакль, возможно, воспримется по-иному.