Челябинцам представился редкий случай увидеть сторону жизни музея, скрытую от посторонних глаз: в Историческом музее Южного Урала 5 декабря открылась самая масштабная в его истории выставка, посвященная реставрации.
До и после
Наверняка мало кто догадывается, что абсолютно каждый экспонат в музее проходит через руки реставраторов. Но посетитель просто видит прекрасно сохранившиеся предметы старины и произведения искусства, которым могут быть десятки, сотни и даже тысячи лет. Об этом на открытии выставки «Музейная реставрация» говорил директор Исторического музея Владимир Богдановский.
«Работа реставраторов незаметна, основной массе она не видна. Они сидят в своих лабораториях и мастерских и тихо делают свое дело. Ведь в музейных фондах 300 тысяч единиц хранения, и все они ждут своей очереди на реставрацию», — отметил он.
Даже сами реставраторы называют свою работу не иначе как таинством. Таинством сотворчества того (или тех), кто изготовил предмет, и художника-реставратора. Так определила суть этого искусства первый руководитель отдела реставрации тогда еще Челябинского краеведческого музея Вера Таушканова. «О каждом представленном здесь предмете можно рассказывать очень долго. Потому что при реставрации открываются все тайны предмета. Там целые истории. Можно даже романы писать!» — уверена Вера Ивановна.
А предметов на выставке много, и все они очень разные. Рисунки и живопись, каслинское литье, оружие, инструменты, предметы быта, мебель, полиграфия, денежные знаки, археологические материалы, одежда, чучела редких птиц и многое другое. Они выглядят вполне себе старинными, и, если бы не фотографии, на которых показано состояние экспонатов на момент поступления, было бы совершенно невозможно понять, какую работу провели с ними реставраторы.
Перед реставрацией - исследование
Вот, скажем, плакат времен Великой Отечественной войны. В руки реставратора он попал мятым, с многочисленными разрывами по краям. А сейчас, как ни присматривайся, не разглядеть ни одного шва. Будто все эти годы он лежал где-то аккуратно свернутым. Или другой случай – икона середины XIX века «Образ Софии, Премудрости Божией». Может показаться, что ее вообще не касалась рука реставратора: поверхность иконы слегка потемневшая, покрытая трещинками и даже ожогами от свечей, живопись местами утрачена. Поэтому нужно видеть ее до реставрации – почти черную, с едва различимыми фигурами, с огромными вздутиями по всей поверхности. Реставратор Виктория Кузьминых корпела над ней пять месяцев, спасая от гибели.
Сделать свою работу незаметной реставратору помогает полное погружение в историю предмета. Прежде чем взяться за инструменты, он проводит целое исследование. Изучает технологию изготовления, стиль исполнения, индивидуальный авторский почерк, применяемые материалы, особенности бытования. Нельзя покрыть фигуры каслинского литья разных авторов одним и тем же лаком, потому что автор мог применять лак особого оттенка.
Выставка «Музейная реставрация» не только показывает, но и рассказывает. На мастер-классах и встречах с реставраторами посетители научатся разным полезным в быту умениям. Ближайший мастер-класс, например, будет посвящен чистке старинных монет. Экспозиция будет работать до 9 февраля следующего года.
Смотрите также:
- Человек в треугольнике. Олег Малахов считает, что Челябинску нужны артефакты →
- «Казаки плохому не научат». В Челябинске работает музей казачьей славы →
- Доктор Вий и его экспонаты. Скульптор делает шедевры из хлама →