Хлеб тоже надо гримировать. Как снимали фильм о братьях-революционерах

Светлана Попова (в центре) с актёрами фильма. © / Из личного архивa

Впервые в Челябинске сняли исторический фильм «Братья Елькины», причём занималась этим не приглашённая команда, а челябинская съёмочная группа. Актёрами также стали жители нашего города. Благодаря выигранным грантам, на создание картины направили более миллиона рублей.

   
   

Фильм рассказывает о судьбе основателей революционного движения в Челябинске братьев Елькиных – Соломона, Абрама и Бориса. Они организовали первую маёвку, распространяли листовки, пользуясь семейной типографией. Одна из улиц названа в честь Соломона Елькина, здесь же сохранился дом, где жили братья.

Трудно ли было воссоздать в современном городе события начала ХХ века? Почему на съёмки сцены боя времен Гражданской войны явилась полиция? Зачем надо было гримировать хлеб и сколько нижних юбок носили барышни? Об этом и многом другом рассказывает режиссёр картины Светлана Попова.

И история, и притча

Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: Почему для сюжета вы выбрали именно историю братьев Елькиных?

Светлана Попова: У них действительно необычная судьба. А больше всего привлёк драматизм истории – представляете, было у отца три сына, и все погибли. Это же притча! Фильм делится на три части, и каждая посвящена одному из братьев.

Интересна судьба Абрама и Соломона, которые и создали революционное движение в Челябинске. Абрам учился на актёра в Екатеринбурге, где познакомился с Яковом Свердловым, вступил в партию большевиков. Соломону тогда было 17 лет, Абрам чуть старше – и эти молодые парни начинают проводить нелегальные собрания рабочих под прикрытием пикников на 1 мая. Мы нашли тексты листовок, лозунгов того времени – всё воссоздали в фильме.

Кадр из фильма Фото: Кинопроект «Братья Елькины»

- А чем отличился Борис?

   
   

- С 1924 года Борис был штатным сотрудником ГПУ – он там проработал года два. А потом его выгнали за разглашение каких-то секретных сведений. С того времени он обозлился, стал нервным, напряжённым и связался с троцкистами. В 20-е годы улицу Азиатскую уже переименовали в честь Соломона Елькина, и Борис почивал на этих лаврах. Он очень дружил с зятем своей сестры, Михаилом Голубых, который был троцкистом.

Начались метания Бориса на фоне тогдашней острой политической борьбы – в какой-то момент он стреляет в себя и оставляет предсмертную записку, где обвиняет во всём начальника ГПУ, а ведомство в ответ объясняет, что Борис просто завалил два раза экзамен на машиниста. И эту смерть троцкисты во главе с Голубых хотели подать всему миру, как невинную жертву. Но дело быстро замяли. А если бы дело раскрутили, кто знает, как повернулась бы история.

Без накачанных губ и маникюра

- Даже для больших студий исторические постановки очень затратны. Откуда же взяли средства, вещи того времени?

- По вещам всё просто – пришли к коллекционерам, организациям – например, клубы исторической реконструкции «Дивизион», «Серебряный Единорог», Центр историко-культурного наследия Челябинска, другие. Все откликнулись, понимая, что в области нет финансовых возможностей для большого кино. А это действительно очень дорого.

Например, когда снимали сцену боя во время Гражданской войны, у нас было два пулемёта и 20 винтовок Мосина – аренда каждой обходится в 10-15 тысяч. Но «Дивизион» нам всё предоставил бесплатно, а сами члены клуба сыграли красных и белых, потому что они знают, как выстраиваются в линию, стрелять.

Кадр из фильма. Фото: Кинопроект «Братья Елькины»

- Но вы ведь получили и грант?

- Даже два – по 500 тысяч рублей: от Союза кинематографистов России и Фонда президентских грантов, а также премию. Мы победили во Всероссийском конкурсе дебютантов «Уральский питчинг». Если же посчитать затраты без этих грантов и безвозмездной помощи людей, то у нас ушло бы 800 тысяч только на сцену боя.

- Как решили проблему с лицами актёров? Как ни крути, лица тех лет были совсем другие.

- Это верно. Когда проводили кастинг, отбирали девушек без современных ресниц и бровей, накачанных губ, крашеных волос, что было очень сложно. Приходилось девушек заставлять смывать маникюр. И как ни странно, нас очень выручил социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних одного из районов города. На съемки приходили подростки с руководителем – это ребята, оказавшиеся по тем или иным причинам в трудной жизненной ситуации. У них такие натуральные лица! Вот большевики, наверное, такие и были!

- Сами вы снимались в фильме?

- Нет, у меня ногти слишком длинные! Да это и невозможно, когда на площадке 50-80 человек, и ты вынужден за всем и всеми следить.

- Трудно ли было писать диалоги для фильма? Как вы справились со стилистикой речи того века?

- Изначально диалогов было больше, потом мы их урезали, поняли, что их тяжело отыграть. У большинства актёров всё-таки нет достаточного опыта, а ещё стояла задача, чтобы речь была максимально приближена к той эпохе – это непросто. Тем не менее, у нас есть и подлинные речи, найденные в музеях и архивах– например, обращение к будущим революционерам, написанное Абрамом, и текст предсмертной записки Бориса. Также в нашем фильме Соломон читает вслух газету «Искра» 1904 года. Так что подлинные слова той эпохи можно услышать в картине.

Внимание к деталям

- Правда ли, что на сцену боя приехала полиция?

- Да, хотя мы предупреждали о съёмках, всё согласовали. Но руководство было в курсе, а приехал обычный полицейский наряд, который вызвали жители ближайшего посёлка Шершни, встревоженные выстрелами и дымом.

- А были ли моменты, когда всё шло не по сценарию?

- Снимали сцену, когда Борис работает в ГПУ – нужен был сотрудник этой конторы. Нашли парня с натуральным суровым лицом. Ждём его на грим, а парня нет – оказывается, на него накануне напали, избили, сломали телефон. И вот он пришёл с фингалом, с разбитой губой. Загримировать это невозможно, но мы решили – пусть будет такой: мол, побывал в передряге.

- Я слышал, вы даже еду подбирали. А что может быть не так с едой?

- Брали книгу рецептов XIX века. реконструктор и повар Татьяна Акулова воссоздала блюда той эпохи. Но из-за бюджета вместо стерляди брали горбушу и «гримировали» её под стерлядь. Даже хлеб «гримировали», чтобы выглядел как изделие того времени, изготавливаемое из дешёвой муки. Покупали обычный тёмный и наносили обычные макияжные краски.

Фото: Кинопроект «Братья Елькины»

- А зачем использовали нижнее бельё той эпохи? Его ведь не видно!

- Не видно, зато ощущается. Когда женщина идёт в платье, под которым панталоны и 5-6 нижних юбок, это влияет на походку. 

- Меня поразил ярко-розовый мундир Соломона Елькина…

- Такие действительно носили, и сам царь Николай Второй носил. А затем и Троцкий, все комиссары ему подражали. Мы покупали также будёновку в Санкт-Петербурге, сшитую в 30-ые годы. И звезда была не красная, а розовая! Так что это исторически достоверно.

- Где же можно посмотреть ваш фильм?

- Прокат невозможен, так как это грантовый проект, и мы не имеем права продавать на него пока билеты. Мы ездим по школам, вузам, другим площадкам и бесплатно показываем. Выложить в открытый доступ фильм мы пока не можем, так как картина участвует в фестивалях.