Нарисованный мир. Художница – о том, как создаются комиксы

Традиционную чёрно-белую мангу раньше рисовали пером и тушью, однако сейчас художники располагают современными компьютерными программами. © / Из личного архива

Комиксы становятся всё более популярным культурным явлением. От мемов до фильмов MARVEL – каждый так или иначе знаком с этим искусством, синтезировавшим в себе литературу и живопись. Сложно ли создать комикс, и какие этапы он проходит от задумки до публикации, «АиФ-Челябинск» рассказала профессиональный мангака родом из Карабаша Александра Плетнинцева.

   
   

Трудно, но интересно

Искусство манга в Японии и Корее существует давно, но шло в Россию достаточно долго. Оно представляет собой чёрно-белые комиксы, которые печатаются в толстых томах по 300-500 страниц. Изначально они рисовались тушью и пером, но сейчас современные технологии позволяют создавать их на компьютере.

Мангака Александра Плетнинцева, творящая под ником Alex Asakura, – цифровой художник. Свои работы она создаёт в программах Paint Tool Sai и Photoshop. Необычное хобби появилось у неё ещё в раннем детстве.

«Мой опыт начался так: я была маленьким ребёнком, и у меня не было ещё интернета, не было ни книжек, ни комиксов, – вспоминает художница, – Был только телевизор, по которому шли «Покемоны» и «Сейлор Мун». Эти мультфильмы и вдохновили меня к мультипликации уже в шесть лет. Сначала появлялись разные идеи, но я не знала, как их реализовать. Пыталась сочинять книги – писать не получалось. Рисовала иллюстрации – они выходили не очень понятными, приходилось постоянно объяснять, что же у меня там нарисовано. И тогда я открыла для себя комикс».

На своём пути к мечте Александра успела закончить факультет дизайна и мультипликации в Южной Корее, стать победителем в международном конкурсе манги «Ёнкома» (4-х кадровая страница манги), где её среди 670 участников из 20 стран заметил директор Музея манги Китакюсю Мацумото Лэйдзи. Сейчас художница преподаёт своё искусство детям, добавляя в занятия всё лучшее, что узнала за границей:

«Я познакомилась с системой образования Азии, и это вдохновило меня стать педагогом, – добавляет Александра, – В российских школах не разрешают что-то выдумывать, создавать новое. А я позволяю детям дать волю фантазии. Не ругаю их за то, что они нарисовали синюю птицу, которой нет в природе, или добавили живому персонажу антенны на голову. Они у меня с четырёх лет создают своих волшебных персонажей, делают из них концепты, истории, сказки, книжки и мультфильмы. Это всё им очень нравится».

   
   
Александра Плетнинцева преподаёт искусство манга школьникам, позволяя начинающим художникам найти свой стиль. Фото: Из личного архива

Процесс создания манги невероятно увлекателен, хотя очень сложен и трудоёмок. Тем не менее, попробовать себя в этом может каждый. Александра делится рекомендациями, которые помогут начинающему мангаке развить своё мастерство.

Создание персонажей

Концепт главного героя – самая важная составляющая работы над мангой. Важно продумывать все детали: рост, цвет волос и глаз, детали одежды и аксессуары. Нужно попробовать нарисовать персонажа с разных сторон: спереди, сзади и сбоку, с разными эмоциями, убедиться, что все нюансы удаётся повторить. Главному персонажу заранее продумывается имя, возраст, прошлое и будущее.

Не меньше внимания уделяют злодеям. Они не должны выглядеть ужасными орками, наоборот, читателю интересно увидеть их высокими, красивыми, харизматичными. У злодеев часто бывает целая история, в которой рассказывается, что в его жизни произошло такого, что он выбрал путь зла. Интересно получается, когда в какой-то момент злодей становится добрым и жертвует собой ради спасения главного героя. Такой сюжетный поворот дарит читателю массу впечатлений.

Важно помнить и о второстепенных персонажах. Часто бывает, что они нравятся читателями даже больше главного героя, если раскрыты с положительной стороны. Поэтому в манге специально делают главы, в которых все друзья, например, едут в отпуск. Это позволяет познакомить читателя со всеми этими персонажами, показать их дружелюбное отношение друг к другу. И потом, когда такой второстепенный персонаж умирает, читателю становится его жалко, и он надолго запоминает прочитанную историю. В этом смысле мангаки – настоящие манипуляторы человеческими чувствами. Но бывает и так, что погибшего персонажа воскрешают – в мире комиксов возможно всякое.

Выбор жанра

Также важно определиться с жанром, которых в манге немало. Например, «девочки-волшебницы», «мальчики-призыватели», «монстрики» вроде покемонов. Есть более серьёзные, например, ужастики, детективы, перерисованные фильмы. Часто комиксы делают для того, чтобы продолжить какие-то истории – такой фан-арт.

От жанра зависит стиль рисования. Например, мальчишеский жанр сёнэн подразумевает чёткое разделение кадров, больше чёрного цвета и грубоватых теней. В манге для девочек – сёдзе – всё наоборот: на одной странице могут быть вместе и крупным планом прекрасные глаза героини, в которых отражаются звёздочки, и принц, и розы с красивыми рамочками.

Новичку нужно обязательно попробовать себя в разных жанрах, это позволит повысить уровень рисования. Это также может пригодиться, если придётся работать помощником профессионального мангаки, чтобы подстроиться под его стиль.

Создание обложки

Она бывает двух видов: цветная (собственно, для самой обложки) и чёрно-белая (для первой страницы). На обложке показывают персонажей и место действия. Также на ней рисуется логотип, название. Важно подойти к её созданию очень внимательно, ведь читатель начнёт своё знакомство с мангой именно с неё.

На обложке комикса собирают всех персонажей, чтобы заинтересовать читателя. Фото: Из личного архива

Раскадровка

Сразу очень сложно взять и нарисовать первую страницу, вторую и так дальше. Поэтому существует раскадровка, такая же, как в фильмах и мультфильмах – это первые наброски без прорисовки. На листе А4 располагают несколько макетов будущих страниц, с пояснениями, которые будут понятны самому художнику. На странице может быть как десять кадров, так и всего один. Последний называют иллюстрацией, и она обычно показывает какой-то особо важный момент, который художник решил выделить, например, признание в любви.

Диалоги и звуки

На этапе раскадровки нельзя забывать про диалоговые облака, ведь часто они срезают половину рисунка. Лучше изначально подготовить для них необходимую площадь, чтобы потом не пришлось жалеть о потерянных деталях и эмоциях. Помимо этого в комиксах показываются звуки. Если скрипнула дверь – сбоку можно подписать «скрип». Кто-то ударил – «бам». Особенно много их в комедийных историях и боевых мангах. Часто эти звуки рисуются завуалированно, чтобы сильно не выделяться. С японскими иероглифами делать это даже проще, поэтому мангаки часто превращают их в самостоятельные рисунки.

При раскадровке важно сразу определить, где будут места для звуков и речи персонажей. Фото: Из личного архива

Прорисовка фона

Фон погружает в атмосферу истории, показывает, где она происходит. Важно прорисовать его именно в начале истории. Здесь очень важен баланс: фон не должен быть прорисован лучше персонажей, чтобы не затмить их, но и со скудным фоном история будет смотреться менее выигрышно. Также важно прорисовывать второй план, второстепенных персонажей – массовку, как сказали бы применительно к фильму. Их делают менее детализированными, чтобы они тоже не перетянули внимание на себя.

Когда персонажи и раскадровка с диалогами уже готовы, делают текстуры (точки, звёздочки, блёстки, эмоции вокруг персонажей). Тот, кто рисует на бумаге, покупает их отдельным листом, обрезает по нужному контуру и наклеивает. Текстуры придают живость, обозначают тени.

Сюжет

Заинтересовать читателя нужно с самой первой главы. Даже когда рисуют повседневную мангу, и волшебного злодея, жаждущего разрушить мир, там нет, для интриги используют тему любви и романтики. Разлуки и встречи не дают сюжету наскучить. Каждая глава заканчивается на каком-то интересном месте, чтобы читатель захотел открыть следующую.

Концовки томов бывают разные. Можно завершить всё счастливым финалом и поставить точку, можно дать намёк на продолжение. Классический вариант: мир спасён, но не до конца. Как это бывает в фильмах, например, злодей выживает. А бывают концовки из разряда «додумайте сами», и у каждого читателя появляется своя версия произошедшего.

Но даже если все описанные выше формальности соблюдены, есть ещё один критерий качества, который показывает, что художник действительно профессионал: все рисунки складываются у вас в голове в непрерывное движение. И, если для этого не приходится прикладывать усилий, можете быть уверены, что перед вами настоящий шедевр.

Смотрите также: