«Расцелую вас во все места!» Коллектив оперного театра вышел на диалог с руководством

Фото: www.stanislavskymusic.ru

Челябинск, 13 марта – АиФ-Челябинск.

   
   

На новостных лентах появилось неожиданное сообщение: главный дирижер оперного театра Антон Гришанин написал заявление об уходе. Вместе с ним увольняется и главный режиссер Андрей Сергеев. Чтобы пресечь все слухи и непроверенную информацию, профсоюз театра собирает сотрудников, а вместе с ними приглашает журналистов самых крупных СМИ города.

Кому в театре жить хорошо?

Ждем долго. Начало обещано в 14.00, а на часах уже 14.40. В зале довольно холодно, но кажется, никого это не смущает. Перед началом зампредседателя профкома раздал собравшимся пару листочков с требованиями, которые сотрудники предъявляют руководству. Но большинство так и не увидело в глаза этих листков, и они растворились в толпе.

Справка:
Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки – построен в 1941 году, на месте снесенного Христорождественского собора. Однако из-за войны открытие состоялось лишь в 1956 году. Первой постановкой стала опера «Князь Игорь».

Первым слово берет председатель профкома театра Владимир Колесов. У него доклад на 13 страниц, поэтому он просит всех потерпеть. Профсоюз пытался представить Досаева тираном и самодуром. В число его «ошибок» и «неправильных решений» включили: неэкономное расходование средств на ремонт (замена 37 дубовых дверей с обшивкой обошлась в 11 миллионов рублей), снижение зарплаты сотрудникам, невыплата сверхурочных и еще много «грехов».

При этом делался упор на то, что сотрудники театра запуганы директором и боятся высказаться против него. Кстати, обещанные актеры (которые переодевались после репетиции) на собрании так и не появились, хотя оно было не профсоюзным, а общим.

По поводу конфликта директора и худрука Гришанина председатель не стал сдерживаться. По его словам, художественному руководителю прямо заявили – пишите заявление по собственному желанию и тихо уходите, без шумихи. И все это после очередного показа успешного спектакля «Жизнь за царя», который признали лучшем в этом году в России. Кого назначат теперь - неизвестно, но ожидаемые кандидаты вряд ли устроят работников, ведь их в этом вопросе никто не спросит – как скажет директор, так и будет. Зал снова взрывается аплодисментами.

   
   

Еще один наболевший вопрос – новый коллективный договор. Его у театра нет с декабря 2010 года. По утверждению Колесова новый должны были подписать 22 февраля 2013 года. Но директор театра – Владимир Досаев, якобы много раз «срывал» его подписание, и этот день не стал исключением. Вообще стоит отметить, что стороны (директор тоже присутствовал на собрании) довольно резко высказывались друг о друге.

Фото автора

Говорилось в докладе и о нерациональном расходование средств – проще говоря, профком задался вопросом: «А где же деньги?». По словам председателя из бюджета области ежегодно театру выделяются средства на ремонт и повышение зарплаты сотрудникам. Так, в 2012 году сумма для сотрудников составила 50 миллионов рублей, а на ремонт несколько десятков миллионов. На фоне этого зарплата некоторых в 11 тысяч рублей выглядит странно, если не сказать подозрительно. Всего же в театре трудится 450 служащих разных мастей.

Все три часа пока идет собрание, по залу бегает маленькая девочка в голубых колготках и радостно улыбается всем. Это дочка одной из сотрудниц театра. Как оказалось у многих есть маленькие дети, которым просто не куда пристроить на время ребенка. С детским садиком никому тут не помогают. Хотя в списке требований работников есть пункт и о сокращении рабочей недели до 36 часов для сотрудников вредного производства и для женщин с детьми до 8 лет.

«Мне стыдно за моих сотрудников…»

Следующим берет слово директор, которым пугали собравшихся. Досаев сразу берет ситуацию в свои руки – не перебивать его, иначе «просидим здесь до шести часов, пока не начнется репетиция». Видно, что к собранию Досаев готовился: в руках бумаги и отчеты. Первое что говорит – ему очень стыдно, (внимание!) за сотрудников, и то, что они собрали журналистов и говорят вещи не всегда соответствующие реальности. Досаев прежде всего затронул тему увольнения Гришанина. Директор отметил, что это уже не первое заявление, но раньше все обходилось и худрук менял решение.

Как рассказывают многие СМИ, основной причиной стала новая постановка «Орфей и Эвридика». В дирекции обсуждали два варианта, первый из них был более дорогим и долгим в подготовке. Но Досаев поддержал проект и согласился с худруком. Затем Гришанин уехал на очередные гастроли, а когда вернулся, поставил жесткое условие – премьера должна состояться 16 мая. А это значит времени на подготовку у артистов почти нет. Костюмы и прочие нововведения (вроде клавесина и арфы) просто не готовы к 16 мая. Почему такие временные рамки? Директор предположил, что потом у Гришанина были другие планы, какие, правда, непонятно.

А вот, например, о замене пресловутых дверей на 11 миллионов «тиран-директор» попытался даже пошутить. «Если вы найдете, где заказать новую дубовую дверь со всей обшивкой меньше, чем за 300 тысяч, я лично расцелую вас во все места». Также Досаев рассказывает, что некто сообщил в ФСБ о коррупции в театре и растратах бюджетных денег. Со слов директора проверку силовики провели, и все оказалось законно и по правилам.

Да, и еще, на встречи был и министр культуры области Алексей Бетехтин. Во время речи профсоюзного председателя, он в компании тележурналистов вышел, видимо, дать интервью. Женщина из зала попросила его не уходить – надо же поговорить о ситуации с официальным лицом. Как пообещал сам министр «мы сейчас вернемся». И действительно журналисты вернулись, а вот Бетехтин нет.

Фото автора

Под конец собрания профком предложил написать письма министру Бетехтину и губернатору Юревичу с просьбой помочь оставить в театре Гришанина и Сергеева. Кстати, сам Гришанин, сейчас в Москве, но он готов ответить на вопросы актеров и работников по телефону. А вот Сергеев лично пришел на собрание в самом конце. В речи было много грустного: об интригах за его спиной, о его «связанных руках» и отсутствии свободы творчества. И о том, что без Гришанина работать в театре он не видит смысла.

Немного истории

В оперном театре, похоже, становится нехорошей традицией в разгар сезона увольнять сотрудников, конфликтовать с рабочими. Злой рок (иначе не назовешь) постоянно преследует театр с 2006 года. Тогда была забастовка оркестра. Через год, в 2007 массово уволилась театральная труппа. Проблемы все те же, что и сейчас: низкие зарплаты, отсутствие нормальных условий для работы и прочее. В тот раз худрук Северинов поставил условие артистам балета – хотите денег за счет заграничных гастролей? Пожалуйста, но только через увольнение. Что собственно актеры и сделали.

В 2008 году после очередного ухода режиссера театра Алексея Степанюка, худрук Денис Северинов тоже продержался не долго. В 2009 году на его место назначают нынешнего руководителя Антона Евгеньевича Гришанина. В 2010 году ушла с должности (а вернее этот пост в театре просто сократили) художественный руководитель оперной труппы Галина Зайцева.

***

После собрания уже в коридоре две женщины в годах обсуждали встречу:

- Что я услышала – да ничего нового, все что уже известно и без собраний». Вот так, очевидно, что кризис в театре назрел давно, проблемы усугубились, сотрудники недовольны «режимом», но СМИ порой интересует только увольнение художественного руководителя, а не судьба простых рабочих, пусть и ветеранов труда.

https://www.chelopera.ru

К сведению

Антон Евгеньевич Гришанин - Окончил Уральскую государственную консерваторию по классу трубы (проф. В.Ивукин), аспирантуру по специальности оперно-симфоническое дирижирование (проф. народный артист России Е.Бражник).

Музыкальный руководитель, главный дирижер Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки. Приглашенный дирижер Екатеринбургского академического театра оперы и балета им. А.В. Луначарского. Выступал с такими выдающимися исполнителями, как И.Архипова, В.Пьявко, М.Гаврилова, И.Пономаренко, М.Домашенко, С.Лунькина, М.Рыжкина, А.Уваров и др.Сотрудничает с различными театрами и оркестрами в России и за рубежом.

Смотрите также: