«Люди добрые, это мой дебют на базаре!» «Вокзалу для двоих» - 30 лет

Узник колонии Х

Начиная с фильма «Берегись автомобиля», Эльдар Рязанов вместе со своим соавтором Эмилем Брагинским пытался нащупать поджанр отечественной комедии, который они условно называли «смешные невесёлые истории», - именно так именовался сборник сценариев этого творческого дуэта. Идею фильма «Вокзал для двоих» подкинула сама жизнь, а точнее - легендарный композитор Микаэл Таривердиев.

   
   
РИА Новости

Мало кто знает, но автор множества бессмертных мелодий в своё время попал в ситуацию, аналогичную той, в какой оказался герой Олега Басилашвили - пианист Платон Рябинин. Однажды Таривердиев уступил место за рулём своей машины одной актрисе, с которой у него на тот момент были отношения. Заезд закончился ДТП - погиб пешеход. Композитор взял вину на себя. Судебное разбирательство длилось почти два года. Истинная виновница трагедии вскоре отвернулась от Таривердиева, но музыканта в итоге амнистировали.

                                                               
Крылатые фразы
■ А это тебе, Мендельсон, на лечение.

■ Жизнь зависит не от начальства, а от того, кто сегодня дежурит.

■ И зачем вам столько шампуня? Будете в суп клиентам подливать?

■ Из ваших рук я не стану есть до конца своей жизни.

■ Люди добрые, это мой дебют на базаре!

■ Поезда опаздывают, стоянки сокращают - никакой личной жизни!

■ Сама, сама, быстренько, сама!

■ Чтоб я ел вот это? Это уже один раз ели!

Неизвестно, получил бы фильм такое признание, если бы не фееричный дуэт Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили. Олег Валерианович рад был сниматься во всех фильмах Рязанова, а потому предложение мэтра принял с радостью. Энтузиазм Басилашвили поугас в первые дни съёмок. Снимать картину начали не с начала, а с конца, где действие разворачивается в том числе и на зоне. «Декорациями» для съёмок послужила одна из подмосковных колоний, а заключённые стали актёрами массовки. Басилашвили, которого одели в подлинный костюм зэка, признался Рязанову: «Ты знаешь, я не могу ничего играть, находясь в этой среде. Что-то изображать рядом с теми, кто подлинно несчастен, кто отбывает наказание, - святотатство!»

Разбитые колени

Как вспоминал после Олег Валерианович, заключённых, конечно, раздражало, что он, сытый артист, изображает одного из них. Как-то, протаскивая мимо актёра волокушу - железное приспособление для уборки снега, зэки попытались задеть ею по ногам актёра. Басилашвили быстро сориентировался: «Ребята, чего вы хотите? Я сейчас на работе, я такой же подневольный, как и вы… Вы думаете, я пойду к начальнику на вас жаловаться? Никогда этого не сделаю». Иногда Олегу Валериановичу приходилось проводить на «зоне» по двенадцать часов в день. «Снимали эпизод, как наши герои бегут в колонию, чтобы Платон не опоздал к утренней проверке, - вспоминал Рязанов. - Съёмки проходили в солнечные, морозные февральские дни, когда градусник показывал -30◦С. И артистам пришлось не столько играть, сколько пробежать и пережить то, что предстояло пробежать и пережить их персонажам. Они спотыкались, падали, вставали, снова валились, ползли по снежной дороге, по-настоящему изнемогали от усталости. У Гурченко после этих съёмок были вдрызг разбиты обе коленки».

РИА Новости

После выхода «Вокзала для двоих» Людмила Гурченко получила звание народной артистки. Однако съёмки в картине подпортили её отношения с Рязановым. По признанию режиссёра, за барьером, который актриса ставила между собой и окружающим миром, он не понял и не принял Людмилу Марковну до конца. Впрочем, спустя годы их пути, в том числе творческие, вновь пересеклись, а отношения наладились.

«Вокзал для двоих» - тот редкий случай, когда картина была принята с энтузиазмом и зрителями, и критиками. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Всё по той же иронии судьбы, преследующей Рязанова, показ ленты в Каннах пришёлся на разгар шпионского скандала между Францией и СССР. Людмила Гурченко вспоминала, что на просмотре «Вокзала» они сидели, будто прокажённые, - все места рядом с ними были пустыми. Никто не хотел садиться с «проклятыми советскими». Но по мере того, как на экране раскручивался сюжет, атмосфера в зале теплела. А вечером возле гостиницы их уже встречала толпа поклонников «Вокзала» - высланные из советского посольства во Франции шпионы были забыты. Картина получила ряд призов и по опросу журнала «Советский экран» была признана лучшим фильмом года, но главной наградой стало то, что фильм любят по сей день.

 

   
   

Смотрите также: