В 2012 году российская Школа работает в 3D-режиме.
По факту: дегуманизация, денационализация, деструктуризация. Страшные, на пауков похожие слова. Слова? Нет, к сожалению, ещё и дела. Эксперименты в образовании – тема особая, но не об этом сейчас.
Недавно открыл федеральный учебник по новой и новейшей истории. Главы, посвященные Первой мировой войне. Вот французский главнокомандующий Фош, вот Гогенцоллерн, вот английские солдаты на поле боя. Где фотографии нашей «сермяжной рати»? Не достойны? И для фотографии Брусилова не нашлось места. Это так, к слову. В том же англо-саксонском духе выдержана наглядность и на страницах о Второй мировой. Казалось бы, мелочи. Но… «дьявол в мелочах». И опять-таки сейчас не об этом.
Сейчас очень хочется получить внятные ответы на уже перезревшие вопросы: кто главный в школе? кто в нашей стране отвечает за воспитание? где национальная программа молодежной политики? почему не заглядываем вперед хотя бы на 10-15 лет?
Настоящее упущено, как упущено несколько поколений школьников, детством которых расплатились по долгам в МВФ. Можно ли что-то предпринять, чтобы не упустить будущее? Наше будущее ходит сейчас в детский сад или в первый класс 3D-школы, жмет пальчиками на кнопочки гаджетов и не отрывает глаз от дисплеев, с трудом переводит с русского на русский уже только нам понятные слова…
О национальной идее говорят сейчас все. Назрело. Говорит Президент, говорят депутаты, актер Охлобыстин говорит. Ну что ж, почему бы не поговорить. Дела где?
В Челябинске открывается Школа Добрых Дел. Родители вместе с детьми ходят на занятия к лучшим педагогам города. Урок – всегда! – приключение. По-новому смотрят мамы и папы на своего ребенка, ребенок заново открывает для себя родителей, семью, мир. Занятия в школе платные, только валюта здесь одна-единственная – Доброе Дело. Семья поможет ребенку из онкоцентра, из Интерната. Не через Интернет поможет, а в глаза посмотрит и за руку подержит. И собственный сын станет дороже, когда научится сострадать.
В том же Челябинске родился необычный проект по созданию серии книг для семейного чтения: «МамаМатематика», «БабушкаСловесность», «РоднаяСтарина», «ТетушкаГеография». И как круги по воде – «ПапаФизика», «НяняПоэзия», «КузинаЖурналистика»… Неисчерпаема идея. Малы рамки семейного чтения – рождается Диалог с ребенком, ребенка с самим собой, родителей и детей, микро- и макрокосма.
Новое Расписание – так теперь называется (челябинский ли?) проект. Новое Расписание – это прививка от Стандарта, это истины, проверенные временем, творчество педагогической мысли и поиск утраченных связей с Мифом, Числом, Словом, Языком, Землей.
В нашей (нашей, а не как принято сейчас говорить – этой) стране много городов, и в этих городах есть люди, которым не все равно, что будет завтра с ними, страной, детьми, которые сейчас произносят первое слово.
Может быть, пора сделать шаг навстречу будущему и выбирать не только президента, а и министра образования? Да, министр образования – пост стратегический, и занимать его должен не чиновник. Исключительный пост, Главный по Будущему.
Такая вот национальная идея – по новому расписанию создаем Будущее наших детей. На великом прошлом растим-взращиваем, от нефтяной-газовой трубы отучаем. Всей страной пишем Книгу. Вспоминая вкус березового сока.
Сергей Викторович Ефремцев, учитель русского языка и литературы в ФМЛ №31, г. Челябинск.
Смотрите также:
- Быков против Прилепина. В Челябинске писатели рассуждали о судьбах Родины →
- Челябинский филолог: «ЕГЭ должны сдавать не только дети, но и взрослые» →
- Нина Пикулева: "Я обнимаю всё детство!" →