Срыв дорожных работ в Челябинске стал сегодня поводом для еще одной громкой отставки – глава региона Алексей Текслер настоятельно рекомендовал уволить начальника управления дорожного хозяйства мэрии Челябинска Александра Шабалина. При этом поручение было дано заместителю главы города Наталье Котовой, что эксперты связывают с очевидным усилением политического веса последней. Аналитики подчеркивают, в текущий момент Текслер оказался вынужден идти на крайние меры из-за запущенности ситуации, в том числе, в сфере дорожного хозяйства. Проблемы этой отрасли руководитель области сегодня изучил лично, дав понять и местным чиновникам, и дорожникам, что монополизации рынка с участием «Южуралмоста» больше не будет. А Челябинску, в дорожную сеть которого инвестируют 5 миллиардов рублей, предстоит начать новую политику в области дорожного строительства. Хотя для начала необходимо будет разобраться с целым клубком проблем, в том числе и управленческих.
Глава Челябинской области Алексей Текслер сегодня посетил наиболее масштабные и сложные участки дорожного строительства, чтобы проверить ход работ по нацпроекту «безопасные и качественные дороги». Первым объектом стал участок строительства дороги Челябинск – Харлуши – Аргаяшский, где возводят дублер трасы М5. Как отметил и.о. министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Филиппов, эта часть трассы имеет первостепенное значение, поскольку является одним из выездов из города.
На объекте глава региона озвучил требования к дорожным работам – прозрачность при выборе подрядчиков и независимый контроль качества. Текслер указал, что опыт монополизации рынка «Южуралмостом» не должен быть повторен. Глава региона подчеркнул, что если большинство работ выполняет одна организация, всегда есть риск того, что какие-то требования не будут соблюдены.
Напомним, именно АО «Южуралмост» вело строительство и ремонт основных дорожных объектов в Челябинской области и столице региона. По мнению ФАС РФ, контракты, которые выигрывала компания, укрупнялись искусственно. Ведомство признало наличие двух антиконкурентных соглашений, участниками которых, по мнению антимонопольщиков, являлись экс-губернатор Челябинской области Борис Дубровский, Миндортранс области, а также «Южуралмост». Было установлено, что начиная с 2015 года более 90% контрактов по строительству дорог на территории субъекта было заключено с «Южуралмостом». Решение по делу ФАС направила в МВД и Генпрокуратуру РФ.
Еще одним сложным объектом, который посетил Алексей Текслер, стала площадка реконструкции Троицкого моста и расширения улицы Дарвина. Напомним, работы на данном участке вызвали активный протест горожан, которые были возмущены предстоящей вырубкой деревьев и полагали, что расширение дороги здесь не требуется, однако данные работы были включены в контракт с «Южуралмостом» намеренно. Жители города были готовы собственноручно останавливать технику подрядчика в случае начала работы.
По оценке областных политологов, ситуация вокруг строительства развязки на ул. Дарвина может быть выгодна оппозиции в качестве потенциальной точки для подогрева протестных настроений. Впрочем, аналитики подчеркивают, что глава региона в этом вопросе уже вышел на прямой диалог с горожанами. Алексей Текслер сегодня пообещал, что решение по реконструкции ул. Дарвина будет принято после детального изучения мнения жителей, при этом, в первую очередь, нужно отремонтировать Троицкий мост, на который поступает огромное количество жалоб.
«Претензии людей связаны с тем, что большое количество деревьев должно быть спилено под расширение улицы Дарвина. Нужно внимательно подумать на предмет компенсирующих мероприятий в этой части. Я предлагаю этот вопрос решать в 2020 году, изучить современные технологии, типа шумозащитных экранов, для того чтобы людям было комфортно, с безусловной многократной компенсацией по деревьям. Нужно учесть все интересы, у нас есть время, чтобы не было никаких конфликтов», – подчеркнул Алексей Текслер.
Впрочем, самой резонансной частью объезда стала отставка начальника управления дорожного хозяйства администрации города Александра Шабалина, которую Текслер поручил осуществить заместителю главы Челябинска Наталье Котовой. Поводом стало затягивание дорожных ремонтов в Челябинске. Ранее УФАС по Челябинской области дважды отменило итоги конкурса по дорожному ремонту на сумму 827 млн рублей из-за нарушений в конкурсной документации.
По словам Текслера, он лично просил исправить ошибки в условиях конкурса, но этого не было сделано, хотя чиновники «трижды обещали» сделать это. Глава региона подчеркнул, что в рамках реализации национального проекта «безопасные и качественные дороги» все муниципалитеты уже заключили контракты, за исключением Челябинска.
«Меня не устраивает, как в Челябинске организована работа. В городе идет пинг-понг с УФАС. Причем УФАС, на мой взгляд, дает абсолютно справедливые предложения, более современные материалы, которые сегодня надлежит использовать. Но почему-то решения все время откладываются. Это напрямую влияет на сроки поведения работ, тем более сейчас сезон, и мы не можем себе позволить начинать работы в июле», – заявил Текслер, подчеркнув, что «нужны другие люди, которые могут эту работу организовать по-новому».
Примечательно, что Александр Шабалин в ходе разбирательств фактически не смог ответить ни на один вопрос, озвученный главой области. «В рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС Челябинск получил 5 млрд рублей, однако администрация города, судя по всему, привыкла работать с одним подрядчиком и не в состоянии перестроиться на новые методы и использование новых технологий», – отмечает один из участников сегодняшнего объезда.
О необходимости смены кадров в проблемной дорожной отрасли говорят и политологи. «Серия принципиальных отставок в структуре городской власти началась не вчера. Эта тема обсуждалась и при Дубровском. В целом, замена Тефтелева на Елистратова подразумевала также замену чиновников в администрации. Дорожная отрасль наиболее проблемная, и ряд отставок должны были случиться», – отмечает политолог Александр Мельников.
Эксперт добавляет, что это направление является ключевым – дороги вошли в топ-3 проблем, согласно последней социологии по Челябинску. При этом дорожные контракты также повлияли на ситуацию вокруг экс-губернатора региона Бориса Дубровского, а экс-министр дорожного хозяйства региона Дмитрий Микулик был первым отправлен в отставку. Кроме того, приоритетное внимание к реализации нацпроектов было публично обозначено в качестве первоочередной задачи для нового главы региона на установочной встрече с президентом Владимиром Путиным.
При этом собеседники «Правды УрФО» в регионе отмечают, что «у Текслера далеко не всегда есть готовые кандидатуры на замену». По словам источника в политических кругах области, Шабалин был профессионалом, и «кем его заменить – большой вопрос» для команды Елистратова. «Профессионалов такого уровня мало, те, кто есть, давно ушли в коммерческие структуры», – подчеркивает собеседник «Правды УрФО», добавляя, что «всегда действовало негласное правило – человека убирают, когда уже понятно, кто его заменит». Однако сейчас ситуация складывается таким образом, что «отставки нужно инициировать немедленно», не дожидаясь подбора преемника.
«Данная риторика диктуется потребностями общества. Если почитать, что пишут Текслеру в социальных сетях, станет понятно, что такие отставки – совсем даже не жесткие меры. Текслер слышит, что ему говорят люди, он это и должен делать. При этом он соблюдает все формальности и передает свои пожелания через руководство города», – отмечает политолог, представитель АПЭК на Южном Урале Андрей Лавров.
Аналитики также подчеркивают, что формирование структуры городской администрации – это не проблемы Текслера: «найти людей должны городские власти, и от успеха в подборе команды зависит также судьба кресел градоначальника и его замов».
«У Текслера болит голова по формированию собственной команды, а также руководства областным центром. Поэтому вопрос назначения низовых чиновников в структуре города полностью делегирован Елистратову и Котовой. Если они не смогут сформировать команду профессионалов, вопросы возникнут уже к ним», – отмечает Александр Мельников.
Андрей Лавров между тем считает, что на должность Шабалина найти человека достаточно легко. «Это должен быть хороший завхоз. Единственные требования – не быть идиотом и не воровать, но вот совместить это в одном человеке – уже сложнее», – делится мнением политолог.
Примечательно, что поручение по отставке Шабалина было дано не главе города Владимиру Елистратову, а его первому заму Наталье Котовой. Эксперты указывают, что на объезде находилась именно Котова, в то время как Елистратов вел личный прием по поручению самого Текслера.
«Не исключено, что Текслер лишний раз подтвердил, что сейчас делает ставку на Котову», – обсуждают в политических кругах области.
Политологи не исключают, что отставки в ближайшее время могут продолжиться, поскольку главе региона предстоит заменить «старую команду» молодыми управленцами, которые способны решать сложные вопросы. «Прежде всего, он уволил Тефтелева, который являлся самым лучшим примером того, кого Текслер не хотел бы видеть в новой команде», – поделился своим видением один из политологов, отметив «что многие чиновники уже мысленно «примеряют» на себя новые требования и судьбу бывшего главы Челябинска».
Смотрите также:
- Текслер потребовал отказаться от реагентов на дорогах Челябинской области →
- Алексей Текслер потребовал изменить подход к дорожному ремонту →
- Юревич рассказал, что обсуждали вчера на Госсовете →