Досада с ОСАГО. Почему в регионе дефицит бланков «автогражданки»?

Дефицит бланков из-за того, считают эксперты, что машин в области становится всё больше, а страховых компаний - меньше. © / Коллаж АиФ

«В офисе около «Ашана» в Магнитогорске раздают по 20 талонов в день, очередь нужно занимать с 12 ночи! Дома маленький ребёнок, на работу к 9.00. Почему я должна стоять в очереди за ОСАГО всю ночь!? Неужели сложно переделать график на семидневную рабочую неделю и работать посменно? Почему в страховой нет платёжного терминала?» - пишет Евгения из Магнитогорска.

   
   

Подобными описаниями изобилуют не только интернет-форумы, но и почта приёмной губернатора и общественных приёмных местных отделений политических партий.

Ночь абсурда

Нынешние очереди за талонами на полисы ОСАГО уже сравнивают с советскими талонами на спиртное, которые были в 1980-х годах. Чтобы застраховать автогражданскую ответственность на свою «ласточку», нужно пережить ночь абсурда и встретить рассвет у дверей офиса в очереди… за талонами на ОСАГО. Причина такого ажиотажа в том, что крупная региональная страховая компания, у чьих дверей всё это происходит, едва ли не единственная, которая продаёт ОСАГО без дополнительных услуг.

«Не секрет, что ОСАГО уже давно невыгодно для страховых компаний, - говорит Алексей Бруй, председатель челябинского отделения общественного движения автомобилистов «Свобода выбора».- Цены на услуги не менялись очень долго, а потом резко выросли сразу в два раза, но выгоды от этого страховщикам мало. Ведь страховые компании - это финансовые компании, а значит, они нацелены на прибыль. При сегодняшнем росте цен на запчасти ОСАГО должно расти и расти, чтобы окупиться. Кроме того, деятельность страховых компаний теперь подпадает под закон о защите прав потребителей. То есть страховщикам приходится строже отвечать за свои ошибки. Но исправлять ошибки системы никто не торопится. Страховщики прикрываются тем, что у них попросту нет денег. Ещё одной проблемой являются «чёрные автоюристы», которые уже несколько лет ведут негласную войну со страховыми компаниями. Эти аферисты часто предлагают получить наличные сразу после ДТП, при этом просят подписать договор уступки права требования по ОСАГО. Не все понимают, что фактически он означает: вы таким образом официально отказываетесь от дальнейших претензий и к автостраховщикам, и к вашим «помощникам» - «чёрным юристам», с которыми вас угораздило связаться. А они потом пойдут в суд и взыщут там кругленькую сумму, которая могла бы быть вашей».

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), доля выплат ОСАГО по решению суда в Челябинской области в прошлом году составила 50%. В соседней Свердловской - 10%.

«За три года было два ДТП. Оба случая - не моя вина. Обратился к автоюристам. Автоюрист приехал на место ДТП быстрее аварийного комиссара и ГИБДД. Сфотографировал повреждения, проконсультировал. Считаю это цивилизованным подходом. Квартиры теперь принято продавать, прибегая к услугам риелторов, а получать выплаты по ДТП - с помощью автоюристов. Не вижу в этом никаких минусов для себя как для автовладельца. Но не все страховые компании оказались готовы к такому, ведь автоюрист на моей стороне, а страховая компания - нет. Хотя я её клиент, но на мне она пытается сэкономить», - рассуждает челябинец Антон.

   
   

Соль ОСАГО

Все эти факторы и привели к тому, что многие крупные страховые компании ушли с челябинского рынка, а те, что остались, похоже, придерживаются курса подписания минимального количества полисов. В этом вся соль: машин в регионе всё больше, а страховых - меньше.

«Страховые компании, как я поняла, не могут просто отказаться продавать полисы ОСАГО. Вот и придумывают преграды и разные хитрости. Например, мне предлагали ехать в другую компанию. Многие замечают, что стал недоступен интернет-заказ полисов. Я пыталась сделать это на трёх сайтах самых известных мне страховых фирм Челябинска. Жду очереди за полисом вторую неделю и часто замечаю излишнюю медлительность сотрудников. Тут же в очереди можно узнать последние новости о том, где народу меньше и полис получить легче. Кому не хватает талонов тут, рвут когти к следующему офису или занимают сразу в двух офисах очередь. Всё как 30 лет назад: дефицит за наши деньги», - жалуется нам челябинка Елена.

На проблему нехватки полисов ОСАГО недавно обратил внимание губернатор.

«Тема, к сожалению, звучит на постоянной основе в тех обращениях граждан, которые мы получаем. Считаю, что это тема надуманная, искусственно созданная, по крайней мере так излагают это граждане. Наличие полиса связывается с тем, соглашаются они на какие-то дополнительные услуги или нет, как только соглашаются - сразу появляется и полис ОСАГО. Это точно недопустимо. У нас достаточно много общественных институтов, имеется штаб общественной поддержки, поручаю штабу погрузиться в работу и устранить этот дефект», - сказал губернатор Борис Дубровский на совещании с областными министрами.

И вот 2 августа лёд, что называется, тронулся. В самых проблемных по ОСАГО регионах - в Волгоградской, Мурманской, Ростовской, Челябинской, Ивановской областях и в Краснодарском крае заработал «Единый агент» по автострахованию. Теперь в офисе одной страховой компании при отсутствии талонов, бланков или квот вам могут предложить застраховать гражданскую ответственность в страховой компании, которая не присутствует в нашем регионе. При этом в случае ДТП вы вправе обратиться к агенту, у которого заключали договор. Правда, пока в работе этого агента больше вопросов, чем ответов. Многие эксперты склоняются к тому, что проблему очередей и нехватки полисов это не решит. Так что в вопросе автострахования южноуральским водителям впору перенимать опыт челябинских родителей, которые встают в очередь в детский сад сразу же по выходе из роддома.

 

Комментарий

Александр Ромашов, начальник отдела маркетинга АО «СК Южурал-АСКО»:

«Основная причина очередей - сокращение присутствия федеральных страховщиков. Такую стратегию компании выбрали из-за активности так называемых автоюристов, которые, пользуясь доверием водителей и дырами в законодательстве, завышают в свою пользу суммы ущерба. Так, к примеру, в «Южурал-АСКО» средняя величина выплаты по ОСАГО год назад была 46 323 руб., а сегодня - 58 773 руб.

Для нашей компании стратегия ухода неприемлема. Поэтому мы идём по пути натурального возмещения ущерба, когда человек получает отремонтированный автомобиль, а не просто деньги, активно боремся с «чёрными автоюристами» в судах. Летом в «токсичных» регионах (где есть проблемы с доступностью ОСАГО) стартовала система «Единого агента». На её первом этапе все компании - члены РСА получили квоты на обязательные продажи своих полисов в этих регионах. Сегодня происходит запуск федеральной системы продажи полисов, при которой клиент сможет гарантированно получить полис ОСАГО от одной из компаний - членов РСА. Компа ния-страховщик будет выбирать с системой в случайном порядке».

Официально

Анна Безганс, начальник отдела филиала компании «Росгосстрах» в Челябинской области:

«По предварительным данным, в нашем филиале за январь - июнь текущего года темп роста выплат по отношению к аналогичному периоду 2015-го составил более 60%, что значительно опережает темп роста сборов. Челябинская область продолжает входить в список «токсичных регионов», больше всего пострадавших от деятельности автоюристов.

Проблема очередей не решена, так как система «Единый агент» не функционирует должным образом и другие страховщики не спешат увеличивать свою долю на рынке. Клиентский поток в офисах большой. Кроме того, мегарегулятор требует обязательного онлайн-сопровождения всех сделок по ОСАГО: при продаже полиса для выставления коэффициента за безубыточное вождение страховщики обязаны проверять данные об авто и водителях через базу РСА. К сожалению, нередки сбои связи, что увеличивает время обслуживания клиента. Если удастся продолжить диалог по системе «Единого агента» и найти решение всех задач, связанных с этим многосторонним соглашением страховых компаний, то оно может стать эффективным инструментом для улучшения ситуации».

Взгляд

Руслан Гималов, руководитель юридической группы «Перспектива»:

«Страховые компании часто нарушают условия страхования и не стремятся урегулировать споры до суда. Защищая права автовладельцев, наши юристы отмечают, что страховщики нарушают сроки рассмотрения. По закону у страховой компании есть 20 календарных дней, чтобы осмотреть авто и произвести выплату. Нередко ждут и месяц, и два. А сумма приходит настолько мизерная, что человеку приходится искать защиты в суде. Ведь страховая компания не раскрывает клиенту, почему на ремонт авто после ДТП ему выплатили только 50 тысяч, если ремонт обошёлся в 100 тысяч. Независимая экспертиза часто фиксирует повреждения, которые «не увидели» представители страховой. К тому же страховые компании в добровольном порядке не выплачивают утрату товарной стоимости автомобиля в результате ДТП. К выбору автоюриста и экспертной организации нужно подходить серьёзно. На рынке немало тех, кто нацелен исключительно на наживу».

Смотрите также: