aif.ru counter
1419

Бизнес на ДТП. Как «автоюристы-зазывалы» обманывают водителей и страховые

Только за прошлый год посредники, называющие себя бизнес-автоюристами, разорили южноуральских страховщиков на 19 млрд рублей.

"Чёрные" автоюристы караулят водителей около пунктов оформления ДТП. © / Олеся Ходунова / АиФ

Челябинск вошёл в десятку регионов, где наиболее высоко число страховых мошенничеств. В последнее время наибольшую активность проявляют группы так называемых  «чёрных» бизнес-юристов, которые специализируются на раскручивании убыточности ОСАГО. Страховые компании вынуждены отдавать львиную долю выплат посредникам, а не самим автовладельцам, пострадавшим в ДТП, причём владельцы авто зачастую об этом не подозревают. Как следствие – южноуральцы платят за полис намного больше, чем жители соседних регионов. 

Почему в цепочку «пострадавший-страховая компания» вклинилось еще одно звено – «бизнес-автоюрист» и как работает схема, благодаря которой дельцам удается «отмывать» деньги и выигрывать судебные дела, – в статье «АиФ-Челябинск».

Активный маркетинг

Люди, называющие себя автоюристами, дежурят возле пунктов ГИБДД, которые оформляют ДТП. Они буквально тащат водителей за руку и начинают рассказывать страшилки про страховые компании: точно не заплатят, точно заплатят только через суд, точно заплатят три копейки и точно это будет не в этом году, только нервы потратите, семь кругов ада пройдете.

Зазывалы предлагают потерпевшему решить за него «проблемы» со страховой компанией (даже тогда, когда никаких проблем нет), зачастую с акцентом «за бесплатно».

Челябинка Ирина Пономарева уже много лет страхует автомобиль по каско, авторемонт у дилера. Недавно попала в ДТП. У ГИБДД на улице Яблочкина, 5 активные ребята начали убеждать, что в страховую не следует ходить ни в коем случае.

«У меня КАСКО, я потерпевшая, а не виновник», - отбивалась от них Ирина.

«Да вы что, у вас на следующий год будет повышающий коэффициент и не заплатят вам вовсе», - не сдавались предприимчивые мужчины.

Ирина все же устояла перед красноречивыми «экспертами», обратилась в страховую компанию, получила направление на ремонт к своему дилеру и ей в течение двух месяцев (долго ждали запчасти) полностью восстановили автомобиль. Повышающего коэффициента не насчитали, да и не могли насчитать, поскольку «наказанию» повышающим коэффициентом подвергаются только виновники ДТП.

Штрафы, пени, неустойки

«Это бизнес, где можно заработать «легкие» деньги, - рассказывает начальник управления безопасности и судебной защиты «ЮжУрал-Аско» Марина Францева. – Сперва так называемые «автоюристы» осматривают машину, оформляют доверенность, чтобы клиенту никуда не нужно было ходить самому. Затем от имени потерпевшего и в его интересах обращаются в страховую компанию и начинают затягивать сроки. Либо не предоставляют транспортное средство на осмотр, либо предоставляют не все документы или же вообще вкладывают в конверт белые листы и отправляют почтой. А поскольку опись на почте не составляется (хотя данная услуга за небольшую доплату делается повсеместно), нам потом трудно доказать, что изначально таким образом был направлен пакет документов. Они заинтересованы, чтобы вывести дело в суд, причем, чем позже, тем лучше. Им это выгодно, потому как взыскиваемая судом сумма со страховой складывается из ущерба и из неустойки  за просрочку. В итоге за два месяца складывается сумма, кратная размеру ущерба».

Директор филиала компании РОСГОССТРАХ в Челябинской области Сергей Блинов считает, что все судебные издержки (штрафы, пени, стоимость услуг представительства и экспертиз) влияют на убыточность ОСАГО в регионе, что, в свою очередь, отражается на территориальном коэффициенте ОСАГО. Поэтому в Челябинске, где особенно активны автоюристы, автомобилисты платят за полис намного больше, чем жители соседних регионов.

«Наш регион на протяжении нескольких лет подряд входит в десятку самых убыточных регионов по ОСАГО в стране, - говорит Сергей Блинов. - У нас процветают так называемые «автоюристы», из-за них развивается негативная судебная практика при рассмотрении споров по ОСАГО. Каждый иск сопровождается требованием о возмещении представительских и других судебных расходов. Совокупность всех этих факторов и приводит к огромным нестраховым выплатам, а это, в свою очередь, к сворачиванию деятельности страховых компаний в регионах, в результате чего автомобилисты столкнулись с недоступностью полисов «автогражданки». Поощряя деятельность подобных «автоюристов», общество способствует дальнейшему росту тарифов ОСАГО и в конечном итоге расплачивается за их активность автовладелец».

Кто правит бал?

Александр Широких, водитель с двадцатилетним стажем, попал в ДТП. Chevrolet обгонял его Opel и совершил касательное столкновение. Александр двигался без увеличения скорости и без изменения траектории движения. Было помято крыло и повреждено боковое зеркало. Мужчина решил обратиться к автоюристам, потому как слышал много историй от знакомых о том, что страховые компании занижают сумму компенсации. За него бесплатно походили по инстанциям, побеспокоились, Александр получил в полной мере стоимость восстановительного ремонта – 25 тысяч рублей, автоюристы свою прибыль взыскали со страховой компании. Ситуация разрешилась, казалось бы, самым наилучшим образом.

ФАКТ
Однако спустя некоторое время он получил письмо из налоговой, где сообщалось о том, что ему нужно заплатить НДФЛ 13 процентов со всех денежных средств, полученных со страховой компании по судебному решению (статья 213 Налогового кодекса РФ). Он был в недоумении от суммы, которая там была прописана – 60 тысяч рублей.

«Переуступив право требования бизнес-автоюристу, автовладелец чаще всего даже и не знает, какую сумму в итоге эти «юристы» получили через суд со страховой компании, - говорит автоюрист Сергей Зинин. – В тексте доверенности практически всегда есть графа, которую, как правило, никто не читает – с правом получения денежных средств. Чтобы избежать такой ситуации, не нужно подписывать какие-либо документы с автоюристами непосредственно на месте ДТП, а сначала хотя бы обратиться в страховую компанию. Также не рекомендуем гражданам выдавать доверенность с правом получения денежных средств юристам или юридическим фирмам.

Руководитель некоммерческого партнерства «Уральский союз экспертов и оценщиков», практикующий более двадцати лет автоэксперт Геннадий Редькин возмущен словоблудием ряда участников этого сегмента рынка.

«Сегодня автостраховщики, к большому несчастью, правят бал, - рассказывает Геннадий Евгеньевич. - Банальность картины в том, что они сами разрабатывают и утверждают ценовые справочники по стоимости всего комплекса послеаварийных ремонтных работ и стоимости запчастей законодательно утвержденной Центробанком РФ «Единой методики восстановительного ремонта». Они же потом по этим справочникам выплачивают людям деньги. Та величина, которая «зашита» в справочнике по стоимости запасных частей в ряде случаев в половину меньше реальной стоимости данной детали на региональном рынке. По этой причине автовладельцы за справедливой защитой прибегают к помощи автоюристов, и здесь повсеместно натыкаются на недобросовестных зазывал – бизнес-юристов.

Я советую всем автовладельцам под солнцезащитным козырьком своего водительского места иметь визитку грамотного «помощника» – будь то автоюрист, эксперт-техник или же аварийный комиссар».

Поправки в закон

В марте 2017 года президент России Владимир Путин утвердил поправки в закон об ОСАГО, которые устанавливают преимущество натурального возмещения перед денежным.

Теперь все страховые компании должны иметь перечень автосервисов, с которыми у них заключен договор на послеаварийный ремонт. При этом расстояние до сервиса не должно превышать 50 километров. Но хозяин машины может настоять и на своем сервисе, которого в списке нет. В этом случае страховая компания должна дать письменное согласие на такое предложение.

Новые автомобили (не старше двух лет) должны восстанавливаться в дилерских автосервисах. На работы предоставляется гарантия. Минимальный гарантийный срок на результат восстановительного ремонта составит шесть месяцев. В отношении результата кузовных работ и работ, связанных с использованием лакокрасочных материалов, гарантия составит 12 месяцев. Срок ремонта не должен превышать 30 суток. За нарушение сроков, а также за некачественный ремонт ответственность несет страховщик: 0,5 процента от суммы ущерба за каждые сутки просрочки.

Эксперты считают, что новый закон станет глотком свежего воздуха для автовладельцев, а для «черных» автоюристов – новым полем для мошеннических схем.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Юрий Щербаков[mailru]
    |
    16:02
    19.07.2017
    0
    +
    -
    Все предельно просто, нужно дать возможность потерпевшему в ДТП самому выбирать эксперта - оценщика ущерба своего автомобиля и все споры по сумме восстановительных расходов исчезнут!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество