Земля веры и надежды

   
   

Двухдневный визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Южный Урал начался в воскресенье и завершился в минувший понедельник. В эти дни Предстоятель Русской Православной Церкви посетил в Челябинске Свято-Симеоновский храм и совершил великое освящение храма в честь великомученика Георгия Победоносца, отслужив в нём Божественную литургию. Также было подписано соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Уральским федеральным округом.

Самолёт с Патриархом на борту приземлился в челябинском аэропорту около 16 часов дня в воскресенье. На взлётной полосе Первосвятителя встречали губернатор Челябинской области Пётр Сумин, глава города Михаил Юревич, председатель Законодательного собрания региона Владимир Мякуш, митрополит Челябинский и Златоустовский Иов, местное духовенство, руководители силовых ведомств, почётный караул и журналисты.

Святейшего Патриарха принимали со всеми почестями и мерами безопасности, как высокое государственное лицо, но чувствовалось, что к официальному порядку примешивалось нечто иное. Это было особенное, тёплое отношение, с каким могут ждать, наверное, только Патриарха. Его Святейшество встретили в аэропорту хлебом-солью и подарили букет из белых роз.

Русь подвиг не забудет

Святейший Патриарх Кирилл поприветствовал южноуральцев и выразил радость, что прибыл на "героическую землю":

- Здесь не было войны, но Победа в Великой Отечественной ковалась именно в этих краях, - отметил Патриарх. - Это земля, прославленная героическим трудом людей, и народ наш никогда не забудет всего того, что было сделано для победы на Урале.

Сегодня с этой землёй связываются многие надежды. Это земля, исполненная огромного экономического и человеческого потенциала. И, дай Бог, чтобы в соединении с духовным измерением жизни материальные усилия людей приводили наш народ и нашу страну к благоденствию и процветанию. Храни вас всех Господь.

В Свято-Симеоновском соборе, куда прибыл Патриарх, с приветственным словом к нему обратился митрополит Иов. Владыка подчеркнул, что челябинский Свято-Симеоновский храм, который не так давно отметил своё 125-летие, не закрывался даже в годы гонений на церковь.

Митрополит от лица настоятеля храма, его священнослужителей и прихожан преподнёс Святейшему Патриарху Кириллу кубок с резным изображением Тайной вечери и пасхальное яйцо. Его Святейшество подарил храму икону - образ Христа Спасителя с памятной надписью.

Свято-Симеоновский храм Патриарх в своём обращении к прихожанам назвал "памятником мужества тех, кто был до нас, памятником силы веры".

- И это не мёртвый памятник, - добавил он. - Это даже не музей - это то место, где люди продолжают совершать молитву, тем самым свидетельствуя о преемственной связи с героическим предшествовавшим поколением, которое сохранило веру православную в нашем народе.

Предстоятель также признался, что ему "особенно радостно войти под кров этого святого храма, который чудом не был закрыт - только потому, что он был единственным храмом в Челябинске и даже безбожная власть опасалась лишить людей последнего места, где они могли бы обратить молитву к Богу". Патриарх поблагодарил за труды митрополита Иова, духовенство и верующий народ. А прихожане в тот день унесли с собой иконки Воскресения Христова с Патриаршим благословением.

Святыня - к лучшему

С раннего утра понедельника к Свято-Георгиевскому храму в Металлургическом районе Челябинска стекались верующие. Некоторые челябинцы в храм не заходили, а всё происходящее внутри церкви они наблюдали на плазменных мониторах, установленных поодаль. В храме готовились к великому освящению, ждали Святейшего Патриарха Кирилла.

- К церкви меня приучил мой друг, - челябинке Наталье Страубе, спешно повязывающей на голову платок, на вид не больше 25 лет. - В моей семье православных традиций и в помине не было - бабушка всю свою жизнь была руководителем по партийной линии. А я вот часто в храм хожу.

Пятиклассник Семён увидеть и послушать Патриарха пришёл с мамой и папой. Бывает, он заходит в храм один, когда родителям некогда.

Ещё одна прихожанка, Ольга, на службу пришла с мамой и 10-летней дочерью Ксенией.

- Иду с волнением и надеждой, - делится ощущениями молодая женщина. - И Ксюша довольная, аж глаза у неё блестят.

Анна Яковлевна Яцук из посёлка Шагол в храм пришла тоже с "молодёжью" - 6-летним внуком Даниилом. В будущем году мальчика отдадут в воскресную школу.

- Время сейчас такое, что без веры нельзя, - объясняет она. - А то, что Патриарх приехал, так для нас это большая честь. Встречаем его со слезами радости и большими надеждами.

Сразу же после великого освящения новопостроенного Свято-Георгиевского храма и Божественной литургии Первосвятитель обратился к его прихожанам с призывом восстанавливать храмы и строить новые. Церковные церемонии, в том числе и крестный ход, а также обращение Патриарха к своей пастве транслировали ведущие южноуральские телеканалы. Новоосвящённому собору Предстоятель преподнёс икону и мощи Великомученика Георгия Победоносца.

- Эта великая всероссийская святыня по моему благословению будет находиться в вашем храме, чтобы менялась к лучшему жизнь Челябинска, - отметил Святейший Патриарх Кирилл.

Словно в подтверждение этих слов в этот же день между Русской Православной Церковью и Уральским федеральным округом было подписано соглашение о социальном партнёрстве.

Святейшее признание

Губернатора Челябинской области Пётра Сумина Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского I степени.

Губернатор Пётр Иванович Сумин был награждён, по словам Предстоятеля Русской Православной Церкви за большой вклад в дело возрождения монастырей и храмов.

В этот день церковные награды из рук Первосвятителя получили также и руководство ОАО "Мечел" и Челябинского металлургического комбината. Именно на средства коллектива челябинских металлургов и был возведён новоосвящённый Свято-Георгиевский храм.

В рамках Первосвятительского визита, после подписания соглашения о социальном партнёрстве между РПЦ и УрФО, Предстоятель наградил полпреда Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Николая Винниченко орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

  • 502 приходские церкви, 8 монастырей: 3 мужских и 5 женских - находились к началу XX века на территории Оренбургской епархии (Челябинская епархия образовалась позднее).
  • Старейший монастырь в области - Челябинский Одигитриевский женский монастырь.
  • Высота Свято-Георгиевского храма - 46 м, длина - около 42 м, ширина - более 23 м.
  • В 1837 году на месте Свято-Симеоновского кафедрального собора была деревянная часовня на православном кладбище, приписанная к расположенному неподалёку Свято-Троицкому храму. В 1873 году было разрешено построить на месте часовни каменную церковь. А в 1883 году на пожертвования выстроили церковь с престолом во имя св. Симеона Верхотурского. В Челябинске это был первый храм, посвящённый российскому святому.
  • Свято-Георгиевский однопрестольный храм построили в Челябинске в честь иконы "Святой Георгий", которую в 2002 году привёз на Южный Урал священнослужитель из города Лида (Палестина). Собор начали строить еще в 1997 году, но через два года стройку остановили, а возобновили лишь в 2003 году за счёт пожертвований коллектива Челябинского металлургического комбината. Летом 2009-го работы по возведению храма завершили.
  • За прошлый год и начало этого в Челябинской области возвели или реконструировали 10 храмовых сооружений. Столько же - возвращено церкви в последние годы. Тем не менее, Святейший Патриарх Кирилл призвал южноуральцев возводить храмы.

    Среди новых приходов - церковь святителя Иоанна Златоуста - молельный дом, частично разрушенный пожаром (г. Златоуст), часовня в честь Вифлеемской Божией Матери: её выстроили в традициях грузинского православия в посёлке Таянды. Это также деревянный храм Скитского подворья Свято-Казанского женского монастыря в селе Кадомцево, часовня в честь иконы Божией Матери Знамение в Троицке, храм святителя Николая Чудотворца в селе Чесма, храм Рождества Богородицы в селе Варна, церковь Иконы Иверской Божией Матери в посёлке Межозёрный в Верхнеуральском районе, Михайловский храм в селе Орловка Катав-Ивановского района, церковь в честь Преображения Господня в посёлке Смеловский под Златоустом и Свято-Георгиевский собор в Челябинске.

    В Челябинской области числится 54 памятника архитектуры религиозного назначения. Некоторые из них вряд ли подлежат восстановлению, к примеру, архитектурный памятник в деревне Кузнецово в Еткульском районе. От старого поселкового храма там сохранились лишь остатки фундамента и две стены, сквозь которые проросла берёза.

    За время существования Челябинской и Златоустовской епархии государство вернуло православной церкви не более 10 религиозных сооружений. В основном в церковной собственности находятся вновь отстроенные храмы и часовни.

    Сегодня в Челябинской и Златоустовской епархии зарегистрировано 154 религиозные организации, каждая их которых имеет своё сооружение, хотя бы временное. Часть этих церковных помещений, записанных как православные приходы, представляют собой всего-то комнатки в административных, жилых зданиях или небольшие домики.

    Церковь и Урал станут партнёрами

    Между Русской Православной Церковью и Уральским федеральным округом подписано соглашение о социальном партнёрстве.

    Ещё в 1997 году губернатор Челябинской области Пётр Сумин и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписали соглашение о сотрудничестве. Но документ, подписанный в минувший понедельник, уже называют новым этапом в развитии государственно-церковных отношений. И вот почему: впервые церковь и государство признали друг друга социальными партнёрами.

    Добровольный выбор Святейший Патриарх Кирилл:

       
       

    - Сегодня вступает в действие закон о внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Среди них - и религиозные организации. Принятие этого закона является свидетельством признания той большой работы, которую РПЦ и другие традиционные религии России осуществляют в социальной области. Это означает, что с сегодняшнего дня можно совершенно по-новому строить отношения светской власти и церкви как на федеральном, так и региональном уровне в плане взаимодействия по столь востребованной в нашем обществе социальной работе. Настало время, когда церковь должна ещё раз переосмыслить значение православного прихода, которому нужно быть не только местом молитвы, но и центром социальной жизни.

    Ещё очень важное начинание реализуется в этом году - это преподавание основ религиозной культуры и светской этики в школах. Уже подготовлены учебные пособия, и, на мой взгляд, не самые плохие. Самое важное, что все эти учебники формируют в сознании учащихся одну систему ценностей.

    Это не означает, что православный человек будет воспитываться в своём мире, неверующий - в другом, а мусульманин - в третьем. Мы договорились о том, каковы наши фундаментальные нравственные ценности, и все эти ценности мы будем нести в наш народ. При этом очень важно, чтобы выбор, изучать ли светскую этику или основы религиозной культуры, был добровольным. Не так, как это произошло, к примеру, в Пензенской области, когда 100% учеников и родителей выбрали светскую этику. В этом регионе около 200 священников: интересно, их дети тоже выбрали светскую этику?

    На заключительной стадии находится разработка законопроекта о передаче религиозным организациям имущества религиозного значения. Некоторые искусствоведы и музейные работники озабочены судьбой наших общенациональных художественных ценностей. Людей даже пугают тем, что церковь ничего не сохранит, и если вернуть ей иконы, то священники будут ими гвозди заколачивать. Но Русская Православная Церковь эти ценности создала и на протяжении веков сохраняла. Но есть и другая проблема - не всё благополучно в наших музейных запасниках. Думаю, что художественное и музейное сообщество должно быть открытым для взаимодействия с церковью.

    А что касается передачи культовых зданий церкви, то наше государство, меценаты должны позаботиться о том, чтобы учреждениям, которые отдают эти площади, предоставляли другие помещения.

    Обращаюсь к владыкам - нам нужно заняться активной подготовкой церковных социальных работников, молодёжных лидеров, педагогов. С этого года Московский Свято-Тихоновский православный университет открывает факультет для подготовки церковных социальных работников. Кроме того, в Москве для этих целей создаются курсы ускоренной подготовки. Думаю, что в регионах стоит обсудить то, как могли бы использоваться для подготовки церковных профессиональных кадров учебные заведения, в том числе и выпускающие социальных работников.

    Церковь нужна государству

    Николай Винниченко, полномочный представитель Президента РФ в УрФО:

    - Мой предшественник Пётр Латышев ещё в 2000 году подписал первое соглашение со всеми епархиями УрФО, которое действовало до 31 марта нынешнего года. За это время сделано очень многое. Важнейшим направлением нашего сотрудничества стало возвращение церкви новых храмов и тех храмов, которые были не по праву у неё отняты.

    Большую роль церковь сыграла в период прошлого, сложного для нас кризисного года. И сейчас, в период возрождения российской экономики и духовности, слово пастыря значит ещё больше. Модернизация общества - это ещё и духовное возрождение, возвращение к своим истокам. И всё это начинается с веры. Веры в себя, веры в свою страну, свой край, где ты живёшь, веры в Бога. Работа церкви по укреплению основ духовного общества всегда будет получать нашу помощь и поддержку.

    Илья Аносов, председатель комитета по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области:

    - Это соглашение не о сотрудничестве, но о социальном партнёрстве. Учтивая историю развития государственно-конфессиональных отношений, можно сказать, что это именно сейчас государство и церковь признают себя полноценными социальными партнёрами, а ведь ещё 5-7 лет назад это не было столь очевидно. Теперь для церкви появится строка в государственном бюджете. Храмы возводятся на средства меценатов и отчасти прихожан, однако традиционные конфессии обеспечивают духовно-нравственное воспитание нашего общества, общественно-политическую стабильность, именно деятельность церкви во многом способствует пресечению проявлений экстремизма.

    И было бы не естественно, если бы государство не финансировало эту деятельность, эти социальные инициативы. Сегодня религия - это не только дело веры, но и фактор национальной безопасности.

    Смотрите также: