Бывают люди, которых можно назвать одними из символов города, хотя сами они очень бы удивились, если бы услышали такую характеристику. Есть такой человек и в Снежинске.
В скором времени свой 80-летний юбилей справит Борис Литвинов. В Снежинске этого человека знают все - академик РАН, заместитель научного руководителя и главный конструктор Российского Федерального ядерного центра ВНИИ технической физики (РФЯЦ-ВНИИТФ).
Карьера Бориса Литвинова, работавшего над созданием новых конструкций взрывных веществ большой мощности, началась более полувека назад в Арзамасе-16, причём покровительствовал ему сам Игорь Курчатов. В тридцать два года Литвинов был направлен в Снежинск, где работал не только над военными проектами - отдельные его разработки касаются проведения ядерных взрывов для нужд народного хозяйства и создания программы по защите Земли от опасных космических объектов.
Не только физик
- Я очень хорошо помню, как он появился в институте, причём спустя всего несколько лет после его создания, - рассказывает почётный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИТФ Евгений Аврорин. - Молодой, но уже назначенный на высокий пост. Поначалу Борис Васильевич сильно стеснялся на совещаниях, но освоился достаточно быстро. Работать приходилось едва ли не круглые сутки, постоянно выезжать на полигоны. Что меня в Литвинове всегда поражало - его всесторонность, умение наладить связи со всеми и повсюду.
Примечательно, что далеко не всегда эти связи имели прямое отношение к роду деятельности Бориса Литвинова. Хотя только на первый взгляд... К примеру, что, казалось бы, может быть общего у главного снежинского конструктора с институтом минералогии, что действует при Ильменском заповеднике? Оказывается, общие темы для исследований есть: многие минералы в своё время образовались при условиях, сходных с теми, что возникают при ядерном взрыве.
В другой раз Борис Литвинов самым тесным образом сотрудничал с различными историками, пытаясь самым детальным образом воссоздать историю атомного проекта в России. Большая заслуга Литвинова в том, что часть документов оказалась в итоге рассекречена.
И несмотря на столь серьёзные исследования, которыми главный снежинский конструктор занимался всю жизнь, Борис Литвинов и по сию пору неожиданно проявляет таланты не только физика, но и лирика. Он выпустил книгу воспоминаний, пишет художественные рассказы. Как вспоминают его коллеги и соратники, частенько Борис Васильевич собирал различные коряги в лесу, которые потом обрабатывал, создавая целые композиции. Любил ездить по деревням, знакомиться с различными колоритными стариками, записывать различные житейские истории.
- Мальчишество - одна из его основных черт! - смеётся Евгений Аврорин. - Он во многом остался увлекающимся подростком. Но ответственность на себя никогда не боялся брать.
Как легенду в институте до сих пор передают историю, когда Борис Литвинов звонил самому министру атомной промышленности, выпив перед этим для храбрости стакан водки - в ту пору самому позвонить министру отрасли было неслыханным поступком.
Случай у переправы
Уважал Борис Литвинов не только коллег по работе, любой мастер своего дела был для него авторитетом.
- Примерно 25 лет назад Борис Васильевич был депутатом горсовета, - говорит доктор технических наук, профессор Николай Волошин. - С каким энтузиазмом он мне рассказывал о людях, которые обращаются к нему. Помню, как повторял про одного рабочего: "Нет, это просто человек-золотые руки! Обязательно надо ему помочь!"
Уважительно Борис Литвинов общается с простыми людьми и не боится высказывать своё мнение первым лицам государства. На встрече с тогдашним президентом страны Владимиром Путиным он убеждал его возобновить мирные ядерные взрывы, которые имеют исключительное значение для науки. Как известно, такие взрывы пока под запретом, тогда как, по мнению Бориса Литвинова, науку запретить нельзя, хотя, конечно, эксперименты не должны становиться бездумной самоцелью.
- Вы знаете, он для меня безусловный лидер, - признаётся директор завода N 1 РФЯЦ-ВНИИТФ, председатель Общественной палаты Снежинска Борис Беляев. - Обычно власть на протяжении многих лет деформирует человека, а Борис Васильевич - исключение из этого правила, что доказывает исключительную цельность его натуры. Однажды мы поехали с ним в Семипалатинск. Остановились у одной переправы: паром там не мог причалить, работала над ремонтом бригада каких-то мужиков. Я по привычке задремал на заднем сиденьи, а Литвинов вышел из машины и начал вместе с ними ремонтировать причал. Так они потом его ещё уговаривали присоединиться к бригаде! Он, конечно, только посмеялся, рукой махнул, но... Понимаете? В этом весь Литвинов.
Смотрите также:
- Возьмите нас в ГУЛАГ! О советской промышленности до сих пор много мифов →
- Дорога среди людей. Как путешествовать на велосипеде с пачкой овсянки →
- Немцы плакали, уходя под Сталинград. Писатель - о войне и Колыме →