Сколько существует Челябинск, почти столько же и работают люди, стоящие на охране правопорядка в городе. Былого идеологического противостояния давно нет - нынешние милиционеры воспринимают дореволюционных полицейских как своих коллег.
В пяти залах музея милиции Челябинска, действующего при юридическом институте, собрана поистине уникальная коллекция.
Маузер в топку!
Меньше всего реликвий сохранилось, как и следовало ожидать, от дореволюционных времен. Впрочем, кое-что всё-таки есть - например казачья шашка (из казаков нередко формировались полицейские команды); револьвер 1871 года, изъятый в свое время у преступника.
Один из самых редких экспонатов - медаль "За беспорочную службу в полиции". После 1917 года от таких медалей старались избавляться, поэтому дошло их до нашего времени очень мало. На аукционе за подобную награду сейчас дают не менее 20 тысяч долларов. Рядом с медалью - рапорт челябинского городничего от 2 января 1785 года. Подобные отчёты надо было составлять раз в 10 дней. Текст совсем короткий: "В городе Челябинску обитающие народы находятся в благополучном спокойствии и тишине, и в заразительной и прилипчивой на людях болезнях благостию божьего хранимы, и лошадям от язвы в городе Челябинску в 26-е минувшего декабря по сие число упадку не было, о чем Вашему превосходительству покорнейше рапортую".
- А вот другой любопытный документ, который нам удалось обнаружить в Оренбургском архиве, - план здания городничего правления. Своего угла у полиции долгое время не было, арендовали часть дома у некоей вдовы, - поясняет профессор кафедры истории правовых дисциплин Евгений Сичинский. - Когда хозяйка расторгла договор, городничий Чумаков решил построить отдельное здание, но ошибся в смете, после чего ему пришлось доплатить 245 рублей собственных денег - годовое жалование! Когда об этом узнал губернатор, он сообщил о поступке городничего императору, и государь пожаловал Чумакову за усердие бриллиантовый перстень.
От революционных лет сохранилось куда больше экспонатов. Даже настоящая комиссарская кожанка - уже задубевшая от времени. К сожалению, другим реликвиям повезло меньше. До сих пор в музее вспоминают случай в Магнитогорске: в ходе обыска там вместе с прочим незаконно хранимым оружием был изъят маузер 20-х годов. Но вместе с остальным оружием он был отправлен в заводскую топку - формальности соблюли, в результате уничтожив историческую реликвию.
Гламур и полиция?
Но далеко не все так пренебрежительно относились к свидетельствам прошлого. Легендарный Эмиль Чопп передал в дар своим коллегам много ценных вещей: настоящую кубанку, бинокль, кобуру.
Период Великой Отечественной имел свои особенности - в ряды милиции пришло много женщин, заменивших ушедших на фронт мужчин. А эхо войны звучало и много лет спустя.
- Однажды в 1967 году начальник УВД Федор Мартынов принимал делегацию полицейских из ГДР, - рассказывает начальник музея МВД майор милиции в отставке Валерий Калмыков. - Идёт обмен приветствиями, и вдруг один из немцев говорит: "А меня представлять не надо, я у Мартынова сидел!" После выяснилось, что этот нынешний немецкий полицейский в 1943 году попал в плен и сидел в лагере, начальником которого был Ф. Мартынов.
Кстати, с зарубежными коллегами обмен экспонатами налажен давно. В коллекции музея - форма полицейских из разных стран. Привлекает внимание плащ полицейского из Голландии - весьма гламурный, с яркой пряжкой. Словом, какая страна - такая и форма!
Но не все мундиры подарены друзьями. Есть и вражеские. Например, куртка чеченского террориста. Рядом с ней - монета времен СССР. Их нередко обнаруживали в карманах у террористов: для них "серпастые" служили своеобразным опознавательным знаком.
- Коллекция музея постоянно пополняется, - говорит Валерий Калмыков. - Хотелось бы обратиться ко всем читателям "Аргументов и фактов": если у вас есть какие-то реликвии, связанные с историей органов МВД, свяжитесь, пожалуйста, с нашим музеем по телефону 772-62-20. Нас интересуют не только предметы, но и информация.
Смотрите также:
- Человек в треугольнике. Олег Малахов считает, что Челябинску нужны артефакты →
- Товарищ Гийом. В Челябинске побывал француз-специалист по советской истории →
- От тайги до хранилища. Коллекционерам работать в музее запрещено →