Почему городских депутатов будут выбирать по одномандатному принципу? Состоятся ли выборы депутатов в областном центре весной будущего года? Повлияет ли мировой экономический кризис на темпы развития Челябинска? На эти и другие вопросы нашему корреспонденту ответил Сергей Комяков, председатель Челябинской городской думы.
Устав остался прежним
- Сергей Львович, на прошлой неделе городские депутаты на основании результатов публичных слушаний проголосовали за то, чтобы ближайшие выборы в Челябинскую городскую думу проходили, как и прежде, по одномандатной системе. А вообще, у кого и когда возникла идея изменить уже сложившийся порядок вещей в избирательной системе города?
- Примерно три месяца назад во фракцию "Единая Россия" поступило предложение нашего регионального политсовета рассмотреть целесообразность проведения выборов на территории Челябинска по смешанной системе. По ней часть депутатов должна была избираться по одномандатной системе, вторая часть - по пропорциональной (то есть по партийным спискам).
Мы рассмотрели на заседании фракции это предложение и пришли к выводу, что в ближайшие выборы в Челябинскую городскую думу, которые предполагается провести в марте 2009 года, такие новации вводить не стоит. Наши выводы были оформлены в официальном протоколе, который был направлен в региональный политсовет партии. Но межрегиональный координационный совет "Единой России" все же рекомендовал всем муниципальным образованиям, в которых выборы будут проходить в следующем году, вернуться к этому вопросу и внести соответствующие изменения в устав города.
Но городской устав - это не такой документ, в который, если вдруг захотелось, внесли изменения сегодня и уже завтра его поправили. Есть процедура, предусмотренная федеральным законом. Она предполагает внесение таких изменений лишь после их обсуждения на публичных слушаниях.
- Чем руководствовались депутаты, когда еще до публичных слушаний отклонили предложения по переходу на смешанную избирательную систему?
- Да практически теми же доводами, которые потом звучали во время публичных слушаний. Во-первых, четыре года депутаты работали в тех 37 округах, работали с теми избирателями, которые им доверили мандаты. Ими велась работа и по поддержке малообеспеченных граждан, и по проведению массовых мероприятий на территории округов, и по благоустройству дворовых площадок. Те депутаты, которые по-настоящему работали, стали узнаваемыми, авторитетными в своем округе. Избиратели имеют реальную возможность поставить оценку работе каждого конкретного депутата.
Кстати, мы по этому вопросу проводили социологические исследования с помощью Уральской академии государственной службы. По результатам опроса видно, что узнаваемость депутатов-одномандатников примерно в три раза выше, чем депутатов немуниципального уровня, выбранных по партийным спискам. Изменение системы приведет к тому, что количество одномандатных округов будет уменьшено. А стало быть, избиратели будут значительно меньше знать своих депутатов. Хорошо ли это?
Во вторых, муниципалитет по Конституции является самостоятельным уровнем власти. Муниципальной власти приходится заниматься городскими вопросами: развитием коммунального, транспортного хозяйства, дорожной сети, поддержанием порядка на территории города и так далее, а не принимать крупные политические решения. При чем тут политика, когда речь идет об управлении городским хозяйством? К тому же выборы по партийному списку были бы оправданы, если политические структуры хоть как-то присутствовали бы на городском уровне. Но ведь сегодня ни у одной из парламентских партий нет городских отделений - ни у "Единой России", ни у "Справедливой России", ни у КПРФ, ни у ЛДПР. Наверное, со временем структура политических партий будет развиваться и совершенствоваться. И вероятно, тогда и дойдет дело до того, чтобы проводить выборы по смешанной системе.
- Сергей Львович, а как же партийная дисциплина? Все-таки старшие партийные товарищи сказали: "Надо!"...
- Речь ведь не идет о нарушении закона. Конечно, партийная дисциплина - это замечательно, но, по моему глубокому убеждению и по убеждению моих коллег, если народ не желает тех или иных изменений, зачем их навязывать? А горожане на публичных слушаниях однозначно высказались против перехода на смешанную систему в будущем году, и я считаю, у нас нет никаких оснований пренебрегать их мнением.
Серьезная работа
- Сейчас муссируются слухи, что выборы из-за всех этих перипетий в конце концов будут перенесены...
- По закону с 30 ноября по 9 декабря мы обязаны объявить выборы, и, я думаю, мы их объявим. Конечно, сейчас делаются предположения, что изменения в городской устав нам могут навязать с федерального уровня. Но, мне кажется, что это было бы грубым вмешательством государства в вопросы местного самоуправления. Я еще раз подчеркиваю, по Конституции местная власть не является продолжением государственной.
- Будут ли выборы в марте или их по чьей-то воле все же перенесут? Нынешний созыв Челябинской городской думы практически полностью проработал отведенный законом срок, в принципе уже можно подвести некоторые итоги...
- Действительно, мы уже можем подводить некоторые итоги нашей работы. Какие-то проекты были доведены до конца, над какими-то нужно продолжать работать. Мне бы хотелось отметить лишь ряд наиболее значимых моментов.
Во первых, депутаты нынешнего созыва Челябинской городской думы начали работать тогда, когда вступило в действие новое жилищное законодательство. Нам не только приходилось претворять нормы закона в жизнь, но и проводить огромную разъяснительную работу среди населения. Тогда, в 2005 году, Жилищный кодекс никто не понимал. Собственники жилья просто терялись в новых условиях. Депутаты и представители городской администрации Челябинска года полтора посвятили разъяснениям людям их прав и обязанностей.
Второй момент - мы и другие муниципальные образования достучались до высшей государственной власти России, которая прислушалась к нашему мнению и создала Фонд содействия реформированию ЖКХ. Теперь в нем сосредоточено 250 млрд руб-лей. Благодаря этому, ситуации, когда люди по 40-50 лет жили в многоквартирных домах без капитального ремонта, больше не будет. Деньги фонда уже дошли до многих муниципалитетов, в том числе и в Челябинске начались реальные перемены.
Все годы своей работы депутаты Челябинской городской думы совместно с администрацией города занимаются реформированием дорожно-транспортной сети областного центра. Мы не латаем дороги, как это делалось ранее, а глобально их реконструируем. Началось строительство мостов, многоуровневых развязок. Немалая работа была выполнена в плане освещения городских улиц. Сегодня в Челябинске в темное время суток светло не только в центре, но и на окраинах. Полностью освещен Металлургический район, идет работа в Ленинском, Советском районах, в городских поселках.
Мы были первыми в стране, кто рассмотрел нормальные инвестиционные программы развития коммунального хозяйства. В результате Челябинск имеет сегодня инвестпрограммы развития сети водоснабжения и канализации, теплоснабжения, электрических сетей. Благодаря этому не так давно, например, была запущена тепломагистраль в Металлургический район с ТЭЦ-3.
Реальное, возможное...
- Сергей Львович, свой бюджет на будущий год город еще не принял. Будут ли изменения в главном финансовом документе Челябинска с учетом того, что городская экономика сейчас находится под гнетом проблем, вызванных мировым кризисом?
- Думаю, что будут. В части инвестиционных намерений. Могут замедлиться темпы исполнения ряда городских программ. Дело в том, что если на три источника городского бюджета (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на муниципальное имущество) кризис вряд ли сильно повлияет, то на подоходный налог это влияние может оказаться существенным. А ведь примерно 60% бюджета Челябинска зависит от этого налога.
Если индексы роста зарплаты на предприятиях будут понижены (а по Челябинску уже сейчас порядка 6 тысяч человек заявлены на сокращение), если будет массово происходить перевод людей на неполный рабочий день, есть вероятность сокращения сборов подоходного налога. Мы должны это учитывать при принятии городского бюджета. Конечно, мы очень зависим от бюджета области. После его доработки, сможем принять бюджет и мы.
- Ряд экспертов прогнозирует немалую инфляцию в первые месяцы нового года. У муниципальной власти есть рычаги, чтобы повлиять на ситуацию?
- Мы живем в рыночной экономике, и административным вмешательством объективный рост цен не обуздать. На уровне муниципалитета, по сути, мы можем лишь увещевать коммерсантов, когда есть подозрения в спекулятивном характере роста цен на отдельные товары. Более серьезные возможности бороться с инфляционными процессами есть у регионального и федерального уровней власти. Например, сейчас для бюджетных потребителей происходит сумасшедшее удорожание продукции естественных монополий - электроэнергии, газа, тепла... Этот рост можно остановить сверху, ведь в условиях кризиса это может поставить крест на выполнении многих муниципальных полномочий.
Смотрите также:
- Завтра Челябинская гордума получит петицию с требованием вернуть выборы главы города →
- «Несколько причин» отставки главы Кургана и планы на будущее →
- Ход Главой. В Кургане меняют градоначальника →