Жители провинциального Троицка готовы идти до конца, лишь бы только этот тихий уголок природы в самом центре города не вырубали.
Только они боятся, что не удастся спасти им свою "душу", как ласково жители двух домов по улице Гагарина называют свой сквер. И теперь каждый раз, завидев из окна или с балкона посторонних людей в тени старых лип и яблонь, бегут что есть мочи на улицу: вдруг "палачи" пришли? Вдруг не успеют они спасти деревья?
- Облюбовали толстосумы эту землю, - прислонившись к сосенке, говорит идущая из церкви бабулька. - Приносили нам ентот проект, как его... Архитектурный! Сказали, что останется нам от сквера 15 метров. Да какое там! Знаем мы: позволь им, так все вырубят на корню!
Хоть курятник, лишь бы деньги
Молодые саженцы старожилы двух домов, словно в объятия заключивших сквер на улице Гагарина, высаживали сами. И потому больше 40 лет спустя готовы лечь костьми за этот зеленый уголок.
Впервые о вырубке скверика между домами N7 и N9 по улице Гагарина заговорили еще в 2003 году. Но тогда в этот беспредел местные жители не поверили. Да и дальше слов дело не пошло. Но в июле прошлого года трактор приволок сюда строительный вагончик...
- Мы тогда все выскочили, буквально пошли на трактор грудью, - вспоминают Нелли Ивановна и Валерий Александрович Антиповы, старожилы двора. - Еле выгнали строителей отсюда.
Чтобы спасти уютный сквер, старший по дому собрал всех жильцов. Письмо за подписью почти полста человек отправили в администрацию Троицка. Ответ не заставил себя ждать: оказалось, что строительство было начато с согласия самих жильцов!
- Мы в прокуратуру города даже обратились. Протоколов-то собрания не было, - считают старики.
Сходили жители домов и в городскую администрацию. В ответ на прямой вопрос просителей из народа чиновники так же прямо и ответили: строить все равно будут!
- Пусть там хоть курятник строят, лишь бы налоги платили в казну города, - объяснили троичанам.
Пару дней назад сюда наведывались геодезисты. Делали замеры территории. Все жильцы понимают, зачем и что за этим последует.
"Зеленая" война
По узенькой, словно лесной, тропинке прогуливаемся с защитниками сквера. Здесь, в тенистой прохладе, они успокаивают расшатанные "зеленой" войной нервы.
- Вы бы знали, какая здесь красота! Весной выглянешь в окно, а деревья словно снегом обнесены - яблони цветут и вишня, - со слезами на глазах говорят женщины. - Соловьи весь май и июнь заливаются! Да для нас этот сквер - отрада! Это же общение с природой. Куда мы, старые, поедем? У нас ни денег нет, ни сил. Выходим сюда, успокаиваемся, гуляем, травки лекарственные собираем, здесь же липовый цвет. Он лучше всяких лекарств. Своим сквером круглый год лечимся!
- А у меня внук Ростик даже ягоды и грибы здесь собирал, - говорит Нелли Ивановна. - Здесь же есть и вишня, и крыжовник...
- Нам, старикам, жить осталось недолго. А вот мальцы-то как? - извинившись, перебивает соседок Шарифулла Хайрулович. - Детям еще жить и жить... А дышать-то им чем? Кислорода и так нет. И попробуй, объясни это чиновникам! Они до нас никогда не снизойдут. Их волнует зелень. Только другая...
Возмущение стариков понятно: они здесь прожили всю жизнь, молодыми украдкой встречались у пышного куста сирени, с колясками гуляли в тени ароматных лип... А теперь их сквер, часть их собственной жизни, хотят убить! Нет, деятельные бабушки и дедушки не против детского резного деревянного городка или просто облагороженного сквера со скамеечками. Но ведь не это в планах строителей, а возведение торгово-развлекательного комплекса с магазинами, сауной, кафе, которым, естественно, потребуется своя стоянка. А значит, дополнительная площадь сквера... А рядом церковь, старое городское кладбище.
Навстречу нам от Дмитриевской церкви идет пожилая женщина в цветастом платке. Ходила туда поставить свечки за упокой родных, похороненных на старом кладбище рядом с церковью.
- Это же светлое место меж церковью и монастырем. Как можно? Да нельзя строить здесь этот бордель! - восклицает она. - Хоть бы прах предков постыдились беспокоить этим беспутством!
...В сквере щебечут птицы. В высокой траве стрекочут кузнечики. А в горячем воздухе стоит горький запах. Правда, горький он не столько от сохнущих на палящем солнце пижмы и полыни, сколько от страха и отчаяния пожилых троичан, которые боятся однажды утром увидеть вырубленный сквер.
Смотрите также:
- Научили партизаны. Как 88-летняя старушка вынесла из дома пылающую канистру →
- Слёзы бабы Вали. Почетный шахтер из Копейска 70 лет живет в гнилом бараке →
- Настоящие земляне →