Как известно, в этом году выпускники школ будут сдавать ЕГЭ уже без литературы. Этот предмет исключен из списка. Решение это было воспринято неоднозначно как среди педагогов, так и учеников.
Мы опросили несколько директоров ведущих школ Челябинска. Мнения, как и ожидалось, разошлись. Причем в центре внимания оказался не только факт исключения литературы из списка, но и сама форма ЕГЭ.
За: А что, есть что-то лучше?
- А что, есть еще какие способы измерить реальный уровень знаний ученика, помимо ЕГЭ? По моему мнению, нет. Вспомните, какова была старая схема: учим сами и оцениваем сами. А сейчас существуют две линейки оценки знаний - всевозможные олимпиады и ЕГЭ. Обе они более-менее объективны. Третьей линейки пока никто не придумал. Всё остальное - фикция, одни слова! Если кто-то придумает третий способ - что ж, пусть сначала предложит, а мы посмотрим.
Есть, правда, у меня одна претензия к ЕГЭ, о которой я постоянно говорю. Необходимо исключить человеческий фактор, а компьютеризация была проведена уже не на словах, а на деле. Чтобы ребенок подошел, сел перед машиной - и более никаких посредников при проверке знаний! Всё просто: есть вопрос, есть время для ответа, сам ответ, и чтобы тут же выдавалась самим компьютером оценка.
Доходит иной раз до дурости - когда педагоги вынуждены идти в институты усовершенствования учителей, которые в результате зарабатывают на ЕГЭ. Организуются курсы по тысяче рублей, и никуда не денешься. Но ведь человеку всё равно свойственно ошибаться, субъективный фактор присутствует и при ЕГЭ, чего можно было избежать, если бы компьютеризация была бы доведена до конца.
Против: Будем растить космополитов?
- Мы сейчас много говорим о коммуникативной компетенции, о том, что это должно стать одной из главных составляющих в воспитании личности. Но речь-то ведь идет не только, например, об иностранных языках. Да, они нужны, но без литературы, а значит, и полноценного русского языка мы воспитаем в лучшем случае космополита.
Для меня лично это очень странно: в прошлом году мы отмечали Год книги, много говорили о том, какую роль играет литература в учебно-воспитательном процессе, а в этом исключаем литературу из списка ЕГЭ!
Вообще же, я считаю, что надо прекратить уже реформировать образование, а заняться самим образованием. Шесть лет уже проводится эксперимент с ЕГЭ в Челябинской области, и каждый год что-то в условиях меняется! В этом году до абсурда дошло: назначили ЕГЭ на 16 мая, хотя учебный год у нас продолжается до конца мая вообще-то!
Вы в курсе, что проводили исследование 6-летних и выпускников средних школ, и эти исследования дали шокирующие результаты? У обеих возрастных групп зафиксировано резкое сокращение словарного запаса. Наблюдается также регресс в понимании слов и в общем кругозоре. Это ли не тревожный признак?
Мнение писателя: Это вопрос политический!
- На мой взгляд, это еще один шаг к созданию поколения, лишенного исторической памяти и не способного системно осмысливать события вокруг себя. Литература во многом учит и тому, и другому. Что такое система ЕГЭ? Она основана на простых ответах - да и нет. Подобная система не способна уловить тонкие связи мира.
Последствия скажутся не сразу. И молодежь, и даже те, кто принимает подобные решения, не способны понять, к чему приведут такие реформы.
Сторонники исключения литературы из списка обязательных предметов приводят, как правило, аргументы прагматического характера, а надо смотреть на вещи шире! На самом деле я усматриваю тут и политическую составляющую. Кое-кому выгодно, чтобы в России исчез очень тонкий, но и очень важный слой по-настоящему образованных людей. Вспомните, нам в свое время вполне прозрачно намекнули: мол, вы занимаете слишком большую территорию, и вам досталось слишком много природных ресурсов. И определенные силы готовы к перераспределению этих богатств - и не только при помощи силы, но и посредством обработки масс.
Мнение из-за рубежа: "Что читает Иван", газета The Time (США)
"Вышла в свет работа профессора Артера Трейса "Что знает Ваня и не знает Джонни", в которой он сравнивает учебники России и США по гуманитарным предметам. Профессор высказывает мнение, что этими дисциплинами в американских школах преступным образом пренебрегают, в то время как русские дети получают гораздо более глубокие знания в этих областях... Ученик советской школы заканчивает четвертый класс со словарным запасом в 10 000 слов, и он готов к систематическому изучению русской литературы, истории, географии и иностранных языков. Для сравнения: в США четвероклассник всё еще занимается по базовому учебнику со словарным запасом менее 1800 слов".
Смотрите также:
- Волга впадает в Енисей. Кто виноват во всеобщей безграмотности и необразованности? →
- Такой РОДной, но изуРОДованный язык →
- Китайская грамота →