Ежегодно, принимая областной и городской бюджеты, южноуральские законотворцы говорят о социальной ориентированности схем распределения бюджетных средств. В это же время южноуральская женщина-инвалид много лет покорно ждет, когда же эти хваленые ориентиры приведут власть имущих в ее ветхий домишко на окраине Челябинска.
День челябинки Танифы Чернецкой, инвалида 3-й группы по туберкулезу костей с детства, начинается не с пожелания доброго утра, а с боли в позвоночнике и ногах, "поддерживаемой" мучительной одышкой и чувством беспомощности. В ее доме на улице Городской, по иронии судьбы сложно обнаружить даже признаки городской цивилизации. Ветхо-аварийный 70-летний деревянный "старик", дряхлеющий год от года, обделен и канализацией, и системой водоснабжения, и центральным отоплением. "Неужели в детстве и молодости не настрадалась?" - тихо вздыхает 56-летняя Танифа...
Наравне со здоровыми
Страшное заболевание - туберкулез костей - Танифа получила после несчастного случая. Родители уронили ее, когда ей едва исполнилось 9 месяцев. Повреждение позвоночника в результате сильнейшего ушиба спровоцировало у младенца развитие недуга. Больную девочку отдали в интернат. Дома, где ее родителей ждали еще 9 голодных детей, некому было за ней ухаживать.
Первые 9 лет жизни Танифа была прикована к постели. Как и все дети в интернате для больных туберкулезом костей, девочка жила загипсованной в кровати, в полной обездвиженности. Малейшее движение, учитывая структуру зараженной костной ткани, могло стоить ребенку жизни. Санаторий в Магнитогорске, санаторий в Троицке, училище в Каслях, Каштакское училище для инвалидов и, наконец, специализированный техникум в Новочеркасске - всё это ступеньки, по которым упорная Танифа шла к нормальной (относительно, конечно) жизни. И шла на своих ногах, потому что, несмотря ни на что, научилась ходить. Получив профессию техника-технолога швейного производства, девушка работала в ателье, выполняя объем заказов наравне со здоровыми и благополучными коллегами. Сумела вырастить дочь.
Пинг-понг
Все эти годы Танифа жила в том самом разваливающемся доме. В 1982 году встала в очередь на получение нового жилья взамен своего ветхо-аварийного. Первым ее номером стал 499-й в льготном списке N2.
- Неразбериха с очередностью началась в 90-е, - вспоминает Танифа. - Тогда улицу, где я живу, административно отнесли сначала к Центральному, потом к Калининскому, а после к Курчатовскому району.
Передел городской территории привел к перетасовке очередей претендентов на получение жилплощади, и бедную женщину, которая с 499-го номера передвинулась уже на 63-й, перебросили в общий безльготный список.
- В 1994 году, - продолжает свою историю Танифа, - я вновь обратилась в администрацию Курчатовского района и из ответа узнала, что снова переведена уже из второго в третий список, на который вот уже два года не выделяется жилье, потому что в местном бюджете на это нет средств.
Услышав такое, Танифа вновь почувствовала себя загипсованной куклой, кому-то надоевшей и выброшенной за ненадобностью. Но сильная духом, она и не собиралась сдаваться. Целых 5 лет обивала пороги районного жилищного комитета и городской администрации. В ход с ее стороны шли и увещевания, и коробки конфет. Казалось бы, когда Танифу всё-таки перевели обратно во второй список, попранная справедливость была частично восстановлена. Но "вернули" ее только на 1152-е место.
Почему же инвалиду отказывают в льготном жилье? Администрация Курчатовского района ссылается на то, что Танифа не предоставила в отдел по учету и распределению жилья заключение врачебно-медицинской комиссии.
- Справка об инвалидности исчезает из моего "жилищного" дела с завидной регулярностью, - утверждает Танифа. - С другой стороны, неужели чиновники и вправду думают, что инвалида с детства можно превратить в здорового человека?
Все эти и другие вопросы Танифа Чернецкая вместе со своим адвокатом готовится задать чиновникам в день судебного заседания. В суде она, скорее всего, опять почувствует себя беспомощной, униженной и никому не нужной, но Танифа решила, что в этот раз пойдет до конца.
Закон
Юристы говорят, что в Челябинской области подготовлены и юридическая, и материальная базы для обеспечения инвалидов-льготников жильем. По федеральному закону N181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" региональные власти полномочны предоставлять жилье инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года. Средства на покупку квадратных метров предусмотрены в составе Федерального фонда компенсаций. Кстати, закон подкреплен рядом федеральных и региональных нормативно-правовых актов.
Смотрите также:
- «Помогите, мы остались на улице!». Курганские погорельцы отчаялись получить поддержку от чиновников →
- В каких ведомствах «пробки» из людей. «АиФ» составил рейтинг очередей →
- Мокрое дело. Жители села Кулевчи своими силами восстанавливают дома →