Крошка с ладошку

   
   

В городской клинической больнице N10 Челябинска врачи выхаживают девочку, которая появилась на свет с рекордно низким весом - 480 граммов.

Малышка, появившаяся на свет больше двух недель назад, по-прежнему находится в кувезе (кувез - это аппарат с искусственным микроклиматом, в который помещают недоношенных детей). Состояние новорожденной тяжелое, но врачи считают, что шансы выжить у нее всё же есть. Случай уникальный. Правда, подтвердил он не только высокую квалификацию южноуральских врачей, но и еще раз напомнил о существующих в российских больницах проблемах.

Будет мама или нет?

Отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных ГКБ N10 почти всегда заполнено. Этот небольшой роддом, находящийся в Ленинском районе, специализируется на недоношенных детях.

- Помимо этой девочки есть еще и другие детки, - говорит Сергей Крашенинников, заведующий отделением. - В этом году у нас уже был малыш, родившийся в 25 недель и весивший 650 граммов. Но это несопоставимые случаи, ведь каждая неделя внутриутробной жизни - это огромный период! Конечно, отношение к крошке трепетное, всё отделение переживает. Но поставить на уход за ней отдельного человека мы не можем, у нас людей и так не хватает...

Сейчас самочувствие девочки врачи характеризуют как тяжелое. Но прилагают все возможные усилия, чтобы жизнь, которая теплится в крохотном тельце, всё же продолжилась.

- Из всех детей, рождающихся с экстремально низкой массой тела 600-700 граммов, выживает 20%, - озвучивает невеселые данные статистики Сергей Крашенинников. - Не говоря уже о более низкой массе. И попробуй тут угадай! Опять же, даже если она такая маленькая, это не лишает ее права на жизнь! Другое дело, что во всем мире, когда посмотрели, что из таких детей получается в будущем, картину невеселую увидели.

Вероятность того, что у ребенка не будет патологий, практически сводится к нулю. Но есть еще и другая проблема. Отказы. О том, как часто от таких детей отказываются их матери, врачи знают, увы, не понаслышке. В месяц только в этом челябинском роддоме бывает от одного до трех "отказников".

- Мать девочки сейчас в тяжелом эмоциональном состоянии. Двое детей у нее уже есть. И нам неизвестно, как она отреагирует, когда придет в себя, будет ли у ребенка мать или же девочка пополнит ряды "государственных" детей, - констатирует врач. - Пока, к сожалению, эта женщина не сильно интересуется своим новорожденным ребенком.

Раз кувез, два кувез...

- Ничего сверхъестественного в рождении со столь низкой массой тела нет. Такие дети рождаются во всем мире, - комментирует ситуацию Владислав Романенко, профессор, доктор медицинских наук, врач-неонатолог, анестезиолог-реаниматолог высшей категории, член корреспондент РАЕН. - Всё зависит от организации, и - банально - жизнь таких крошек зависит от наличия необходимых средств.

Насколько готов южноуральский бюджет к таким "подвигам"? По мнению неонатологов, не готов, и первостепенная проблема - это отсутствие четкой нормативной базы.

- Кто должен работать, как должен быть укомплектован штат, каким оборудованием должны оснащаться отделения реанимации и интенсивной терапии - на эти и многие другие вопросы ответов нет, - продолжает врач, всю свою жизнь посвятивший новорожденным. - В регионах всё решается по-разному, по усмотрению руководителей.

Правда, это далеко не единственная проблема.

- От Европы в оказании интенсивной помощи мы отстали лет на 30, - считает главный неонатолог Челябинска Константин Романенко. - Причем отстаем мы по двум позициям - оснащению и кадрам.

Так, в Челябинске в распоряжении врачей только 2 кувеза, которые позволяют выхаживать таких крошек. Один сейчас занят малышом, весящим 600 граммов, второй - девочкой. В случае рождения даже хотя бы еще одного недоношенного ребенка со столь маленьким весом, оказать помощь ему будет очень проблематично. К слову, в Европе такими "инкубаторами" оснащены почти все клиники.

- По прогнозам Минздрава, каждый 12-й ребенок в следующем году в России будет рождаться преждевременно, и в 75% случаев преждевременных родов будет требоваться оказание интенсивной помощи, - качает головой Константин Владиславович. - Если проценты пересчитать в конкретные жизни, то получится, что около 650 детей по области ежегодно. Опять же, чтобы их выхаживать, нужны рабочие руки, а специалистов нет, их нужно готовить.

Во всей этой ситуации утешает лишь одно: с недавних пор за показатель детской смертности стали отвечать не только врачи, но еще и главы районов, городских и областных администраций. Это дает врачам надежду на то, что ситуация всё-таки изменится в лучшую сторону - появится и современное оснащение, и перинатальные центры, и квалифицированные кадры.

- С одной стороны, эта история может подстегнуть административный ресурс, а с другой... У нас ведь это не первый случай. Пару месяцев назад мы выходили малыша с массой тела при рождении 650 граммов, - вздыхает Владислав Романенко. - И что дальше? Вполне возможно, что и на этот раз шумиха вокруг ребенка закончится, а воз останется и ныне там.

На заметку

Проблема недоношенных детей последний раз в Челябинской области шумно прозвучала несколько месяцев назад, когда произошел скандальный случай в Верхнем Уфалее. Тогда врачи не стали выхаживать ребенка с очень низкой массой тела, передав его отцу. Ребенок вскоре умер.

По российским критериям новорожденным называется ребенок массой больше 1 кг при сроке беременности более 28 недель. В других случаях по закону это "плод", или неофициально выкидыш.

А вот по критериям Всемирной организации здравоохранения, новорожденным считается ребенок, родившийся минимум после 22 недель беременности с признаками живорождения и весящий от 500 г. В 2009 году в России планируется ввести стандарты ВОЗ. А пока, предпринимать ли реанимационные действия для новорожденных с экстремально низкой массой тела, специалисты решают самостоятельно.

Смотрите также: