Игрушечная флотилия ветеринара

   
   

Небольшая квартирка миасского ветеринара Константина Дудникова напоминает музей судоходства. Несколько десятков кораблей разного размера и калибра "пришвартовались" на книжных полках, столах и шкафах.

И "Аврора", и "Манильский галеон", и каравелла времен Колумба "Санта-Мария" под голубыми шелковыми парусами - всё это творение рук миассца. Мореходов в роду Дудниковых никогда не было. Во всяком случае, о таком факте семейная история умалчивает. Но как многие мальчишки, в детстве Константин мечтал о море. И с флотом, может, и связал бы свою жизнь, но какой флот на Южном Урале! А потому Константин с детства душу отводил, мастеря корабли и кораблики. Сегодняшняя флотилия южноуральского "судостроителя" уже насчитывает около 300 бригантин, крейсеров и авианосцев.

"Ушаков" из пенопласта

- Вот эту модель я сделал по чертежам крейсера "Варяг", - Константин Дудников проводит для нас экскурсию в зале местного дома народного творчеств, где разместилась часть пенопластового флота. - Это знаменитые "Потемкин", "Орел", "Адмирал Ушаков". Вот японские модели. А этот, наверное, сами узнали, - крейсер "Аскольд""...

Все корабли Константина сделаны из подручного материала - пенопласта, картона, спичек и ниток. Но почти каждая модель хоть сейчас готова отправиться пусть и не в дальнее, но всё же плавание.

- Конечно, масштабная модель из пенопласта не поплывет, - Дудников уже крутит в огромных ладонях искусно отделанный крейсер. - Хоть материал мягкий и удобный для работы, но его никакая дробь не притопит, как это положено. Поэтому наборные модели я делаю из картона, покрытого олифой. Для этого есть особая технология...

Свой первый корабль миасский Айболит сделал в 9 лет. Случайно нашел приложение к популярному в те годы журналу "Юный техник" и смастерил из пенопласта настольную модель торпедного катера.

- Получилось не очень, лепешка какая-то, - добродушно смеется самоучка. - Первый блин всегда же комом. Но со временем набил руку, и из-под перочинного ножика стали выходить вполне узнаваемые "Авроры", "Аскольды" и "Звенящие".

Подарок для Машеньки

"Судостроительных" инструментов у миасского мастера немного: маникюрные щипцы, маленький тоненький пинцет да ножик. С помощью этого незатейливого набора он вырезает и корпус будущего корабля, и крохотные декоративные детали.

- Раньше сапожный ножик у меня хороший был. Потом друзья привезли из Америки набор ножей со съемными лезвиями, - бережно достает маленькую коробочку умелец. - Хороший инструмент - это великое дело!

Самое сложное, по словам Константина, создать вовсе не корпус, а паруса. "Крылья" своих кораблей он раскраивает из партерной бязи или шелка. Есть и нежно-голубые паруса, и алые...

- Вот смотрите, это "Манильский галеон". Видите, как натянуты паруса? Настоящая паутина из ниток! Вот ее-то и тяжело плести... Но чем мельче и тоньше работа, тем лучше модель смотрится.

Руки мастера - почти богатырские, подковы сгибать такими можно, и диву даешься, как он управляется с нитками и миниатюрными парусами, выполняет эту тонкую, кропотливую работу.

Красавец-галеон под белоснежными парусами возвышается на синем шелке экспозиции над судами поменьше. Его Константин Дудников сделал для дочки Машеньки. В садике, в который ходит 5-летняя дочурка, проводили конкурс родительских подделок. Вот и решил папа Костя удивить ребятню и воспитателей. Да не успел к конкурсу, провозился долго - почти полгода.

- Я его делал по описанию Кира Булычева из его книги "Пираты. Корсары. Рейдеры", чертежей-то нет. Но там довольно точные описания старинных кораблей.

Между кораблем и коровой

В основном свою флотилию Константин создает не дома, а на работе, на ветстанции в поселке Новоандреевка, который находится в 40 километрах от Карабаша.

- Ветеринария - это тоже мое призвание. В детстве я перечитал все книжки о животных. Но родители были против профессии ветеринара, - делится с нами корабельных дел мастер. - Но получилось всё же по-моему.

Кстати, золотые руки Константину достались по наследству. Отец, Геннадий Дудников, - резчик по дереву. При этом он был категорически против увлечений своего сына. Надеялся, что Костя станет инженером, но никак не строителем игрушечных флотилий и уж тем более не Айболитом...

Именно по наставлению отца около 20 лет назад Дудников-младший окончил автотехникум и устроился технологом в цех моторов на заводе. И только в 90-е годы, когда завод начал разваливаться и перестали платить зарплату, пошел в ветеринарную академию.

- От судьбы не уйдешь, - смеется Константин. - Вот, стал ветеринаром.

Теперь каждый день проделывает путь из Миасса в Новоандреевку, чтобы лечить животных. А когда скотина стоит по стойлам, не бодается, не пинается, на здоровье не жалуется, он потихоньку вытачивает корабли на этой звероверфи.

Вырезая очередной корабль, Константин мечтает постоять у штурвала на настоящем капитанском мостике. Управление кораблем, правила судовождения - всё это он знает от и до.

- Хоть сейчас в море! - улыбается и тут же вспоминает правила. - Кстати, вы знаете, что, когда в фильмах про тех же пиратов капитан на мостике парусника кричит: "Полный вперед!", это бред? Мотора-то у парусника нет! Поэтому это бесполезная команда. Это просто красивая киношная фраза.

Еще Константин Дудников мечтает построить настоящую яхту.

- Я бы попробовал! А что? - смеется и тут же становится серьезным. - Владислав Крапивин-то, автор учебника по корабельному делу "Фрегат Звенящий", так же начинал, с моделек. А потом они с друзьями начали строить яхты! Сейчас вон на Исетском водохранилище грандиозный яхт-клуб...

Шутки шутками, но кто знает, может, год - два спустя по Тургояку вдоль живописных берегов под алыми, белоснежными или нежно-голубыми парусами пройдет яхта Константина Дудникова. А он, улыбаясь своей по-детски добродушной улыбкой, с капитанского мостика прокричит: "Право руля!"

Смотрите также: