Сергей Пускепалис: "Спектакль - это почти что борщ"

   
   

В кино его привел сын-подросток. Хотя он знаком со многими режиссерами и актерами. Он, наконец, сам режиссер и актер. На фестивале "Кинотавр" его фильм, где он сыграл главную мужскую роль, получил главный приз, а наш герой признан лучшим актером. Напарником по фильму был сам Леонид Броневой.

Сегодняшний наш гость - главный режиссер Магнитогорского театра драмы имени Пушкина Сергей Пускепалис. Его имя сейчас, после успеха картины "Простые вещи", где он сыграл роль в меру циничного доктора Маслова, на слуху. Трудно запоминаемую фамилию многие в мире кино выговаривают без запинки.

К кризисам можно привыкнуть

- Честно говоря, я думал, что фамилия у вас греческая. Каких корней будете, если не секрет?

- Отец у меня литовец, а мама - болгарка, но не из самой Болгарии, а из Приднестровья. Есть там несколько болгарских сел. Родители познакомились на какой-то комсомольской стройке. Фамилия только на первый взгляд весьма загадочная, а на русский ее можно перевести как Полубуханкин - хуторская такая фамилия (смеется).

- Правда ли, что в кино вас привел сын?

- Правда. Глебу тогда было 10 лет, и он снимался в фильме "Коктебель", слышали, наверное, про такой? Он и по сей день гремит, стал одним из прорывов современного российского кино на Западе. Мы с женой приехали проведать сына в Абрамцево, где шли съемки. Там я и познакомился с Алексеем Попогребским, режиссером "Простых вещей". Помнится, поначалу я его принял за ассистента. Очень скромный человек. А потом Алексей предложил сценарий - мол, специально под тебя роль выписана. Я говорю: нет, не мой хлеб - я же театральный режиссер.

- Как так? Насколько я знаю, вы еще и актер...

- Да, но к тому времени я девять лет этим не занимался. Так и сказал Алексею, а он в ответ: "Ну и хорошо! Мне как раз и нужна естественность, а не игра!" В общем, я согласился. Хотя съемки, как я и предчувствовал, были нелегкие. Много крупных планов, ничего не скрыть.

- У доктора Маслова, вашего героя, кризис среднего возраста. Как свой пережили?

- У меня кризис еще хуже был. И не один, и не два. Если кризис настигает даже тех, кто просто живет, не мучаясь вопросами бытия, то что уж говорить о людях творческих профессий... Я привык к своим кризисам.

- Каков же рецепт их преодоления? Может, доктор из фильма знает?

- А нет рецепта. Человек ведь не меняется на самом деле - вот в чем штука. Его характер, темперамент остаются теми же. Меняется не человек, а его отношение к людям, какие-то оценки. "Простые вещи" сравнивают с "Осенним марафоном", "Полетами во сне и наяву", но я не согласен, что между моим доктором и героями тех фильмов можно ставить знак равенства. Там сплошные рефлексии, а доктор Маслов - продукт нашего времени, он более цельный, он настроен на выживание.

- Чувствуется, что вы любите своего героя, хотя по сценарию он циник, бабник...

- Да, да, многие говорили, что как-то недостаточно мы его изгадили... Хотя нет ведь просто хороших и плохих людей. Один вроде такой плохой-плохой весь день, а потом - раз! - вечером подвиг совершил! Хотя, конечно, к своему герою я отношусь с симпатией. Образ героя - это во многом заслуга режиссера, так как кино - это чисто режиссерский вид искусства. Я смотрел фильм, совершенно абстрагируясь, воспринимая себя на экране как другого человека. Хотя обычно сам себе на экране не нравлюсь - что за, думаю, образина?

- Вашим партнером был Леонид Броневой. Общались за пределами съемочной площадки?

- Еще как! Целая неделя великолепного общения выдалась! В Москве съемки проходили в обычной квартире. Обычно три-четыре часа уходило на техническую подготовку. Всё это время мы сидели с Броневым, общались под чаек, сигаретку. Подобное общение было полезно и для фильма, для наших ролей, ведь в картине многое основано на нашем общении. Человек он, конечно, потрясающий! Делился своими мыслями, воспоминаниями. Как не давали ему квартиру после успеха "Семнадцати мгновений весны", как холодильник спать ему не дает вкупе с рестораном под окнами... Но при этом очень философское отношение к жизни, житейская мудрость такая... Кстати, он, можно сказать, наш земляк - Броневой в юности работал в Магнитогорске, играл в театре. Что сказать, общение с ним не несет какой-то практической пользы, а есть целый эмоциональный багаж.

Провинция у нас в головах

- Не было желания как режиссеру самому опробовать силы в кино?

- Нет, я на сто процентов театральный режиссер! А кино... Зачем просто баловаться в этом деле? Надо всё делать хотя бы на уровне нынешних мастеров, зачем делать хуже? Конечно, после "Кинотавра" ко мне идет много предложений, но я пока отказываюсь. Кино надо серьезно заниматься. В отличие от театра, поправить там ничего нельзя - как сыграл, так и будет. Нет, театр мне ближе.

- Вашим актерам в театре, наверное, помогает тот факт, что вы не понаслышке знакомы с их профессией?

- Я их понимаю, но сам точно не считаю себя актером. Могу похулиганить, показывая, как и что нужно сделать. Но я больше любитель, не могу призвать по заказу вдохновение. На аврале, на панике могу сыграть, но не постоянно - скис бы!

- Никогда не было желания продолжить карьеру в столичном театре?

- Столица, провинция - эти понятия больше сидят в головах. Конечно, мне везло на значимые встречи, но всё-таки режиссер зависит только от самого себя. Что не могу поставить в Москве, я ставлю в Магнитогорске, но что я не могу поставить в Магнитогорске, я ставлю в столице.

- А почему что-то не получается ставить в родном театре?

- Ох, тяжелая тема... Касается многих наших театров, где практически всё по-прежнему держится на энтузиазме. Всё может рухнуть в любой момент - конечно, театр потом можно восстановить, но сколько сил и времени это потребует и скольких талантливых людей мы недосчитаемся? Нынешняя казначейская система делает всё для того, чтобы режиссер не мог творить. Смету для спектакля требует предоставить за два месяца, не понимая, что это невозможно. Спектакль как борщ, разные ингредиенты надо бросать в разное время, оставляя время и возможности на пробы. В Москве немножко другое положение, там больше озабочены творческими проблемами, а не денежными. В провинции наоборот.

- Чем спасаться от разочарования и проблем? Простыми вещами? И каковы же они?

- Мне помогают друзья. Кстати, пользуясь случаем, хочу передать огромный привет нашему "Кусимовскому театру"! Знаете, что это такое? Есть у меня несколько друзей, все люди весьма состоятельные и неравнодушные к театру, нередко помогают мне. Мы собираемся где-нибудь, репетируем, общаемся... Чему-то постоянно учимся друг у друга. Я такая поэтическая, творческая личность, они сильны своей практичностью, однако же, подчеркну опять, любят театр. Вот что меня поддерживает. Наверное, "Кусимовский театр" в чем-то идеальная модель социально-экономического устройства. Когда есть и понимание важности искусства, и чисто дружеское общение, и помощь театру... Вроде простая вещь. А с другой стороны, и сложная.

Смотрите также: