Они придут с "миром"

   
   

Международные учения "Мирная миссия - 2007" пройдут на Южном Урале с 9 по 17 августа. Три дня на прошлой неделе военные стран, входящих Шанхайскую организацию сотрудничества, утрясали последние детали.

Китайским генералам хочется привезти к нам побольше солдат и офицеров. Российским приходится учитывать, что платить за это придется принимающей стороне.

На наивный вопрос: "С какой стати?" один из офицеров с усмешкой разъясняет: "Вот "Мирная миссия - 2005" проходила в Китае, и платили они. Теперь китайцы говорят: "У вас были проблемы? Нет? Теперь сделайте так, чтобы у нас не было проблем..."

Проблем не будет: на подготовку уже затрачено порядка миллиарда рублей. Но китайцев все-таки приедет не 2500, а 1600.

Братья навек?

В среду целая кавалькада автомашин и автобусов отправилась в Чебаркуль. Учения пройдут именно здесь, на базе лучшей в округе 34-й Чебаркульской мотострелковой дивизии. За окнами мелькают прижатые к обочинам грузовики и легковушки: гаишники и военные автоинспекторы бдят, оберегая жизнь и здоровье высоких гостей. Врежется какой-нибудь нетерпеливый паренек на затонированной "восьмерке" в машину начальника российского Генштаба генерала армии Балуевского или его китайского коллеги генерал-лейтенанта Чжан Циньшэна - и что тогда? Южноуральским автолюбителям приходится терпеть. Да и есть ради чего: областные власти пообещали привести местные дороги в идеальный порядок.

Военный городок дивизии - сплошная стройплощадка. Сочетание груд щебня, развороченной земли и строительных лесов удивительным образом сочетается с идеальной чистотой. Похоже, личному составу дивизии пришлось постараться. Самого личного состава, впрочем, не видно. Среди военных, осматривающих территорию, нет никого в чинах ниже майора, у большинства на плечах полковничьи погоны, мелькают генеральские лампасы и звезды.

Китайцы, как на подбор, в свеженьком камуфляже, сверкают еще необмятые высокие ботинки - престиж страны обязывает! Принимающая сторона к внешнему виду относится спокойнее. Пониманию это не мешает. Вот российский генерал под руку отводит китайского коллегу в сторону, что-то втолковывая на ходу. Китайский полковник, чисто выговорив по-русски "пожалуйста", пропускает в дверь нашего. Рядом хлопают друг друга по плечам...

- Еще в 80-е годы отношение к вам и американцам в Китае было примерно одинаковое, - тщательно подбирая слова, говорит корреспонденту "АиФ-Челябинск" член делегации КНР Ян Синань. - А вот с середины 90-х отношение к России поменялось очень сильно...

Сегодня и Россия, и Китай поодиночке слабее Соединенных Штатов, активность которых вызывает всё большее беспокойство у политиков и военных обеих стран. Но технологические достижения России и экономическая мощь КНР, слитые воедино, дают уже совсем другой расклад. Впрочем, мы репетируем освященную мировым сообществом борьбу с терроризмом. Почему только на вопрос, неужели для Китая актуальна эта проблема, товарищ Ян лишь дипломатично улыбается?

Синими атермальными стеклами сверкает солдатский клуб на 720 мест. Правда, клубом это здание станет лишь к концу августа, пока это будущий центр боевого управления. В аккуратных желтых трехэтажках пластиковые окна. На период учений в городке будут жить иностранные военные, а наши солдаты и офицеры будут выведены в полевые лагеря. Генералитет и глав государств разместят в военном санатории на озере Еловом. Обиды нет: китайцы уедут - евроремонт и оснащение останутся.

"Три атаки" и "пять защит"

Следующий пункт маршрута - полигон. На едва подсохшей земле тяжело ворочаются инженерные машины и прочая армейская техника. В разных направлениях идут траншеи для кабелей связи, тут и там виднеются расчищенные площадки непонятного назначения. Нет, не собирать местным жителям этим летом здесь клубнику. Работы, судя по всему, будут идти здесь до самого августа, когда "террористические формирования с территории попустительствующего им "государства N" вторгнутся на сопредельную территорию "государства А", захватят заложников и начнут бесчинствовать в "крупных и малых населенных пунктах, железнодорожных станциях" и т. д.

Вот тогда-то войска стран ШОС, получив санкцию Сов-беза ООН, и покажут им "кузькину мать". Беспилотные аппараты соберут всю информацию о расположении бандформирований, вступят в дело российский мотострелковый и китайский механизированный батальоны, поддержанные казахскими и таджикскими десантно-штурмовыми ротами, киргизским спецназом "Скорпион". Учиться будут пограничники, милиционеры (их задача - "отфильтровать" террористов от мирного населения) и даже сотрудники Управления исполнения наказаний.

Интересно, какие сюрпризы может преподнести террористам китайский батальон? Помимо приемов кунфу китайцам есть что продемонстрировать и врагам, и союзникам. Каждый боец сил быстрого развертывания прошел специальную тренировку, включающую плавание, ходьбу на лыжах, альпинизм. Кроме того, отслужив более 2 лет, он умеет использовать все системы оружия, имеющиеся в его подразделении. Он также овладел навыками "трех атак" (с вертолета, на танках и при десантировании с парашютом) и "пяти защит" (защита от ядерного, химического, биологического оружия, от систем радиоэлектронного воздействия и точного наведения)...

- Проблема дедовщины неактуальна для армии, в которую очень много желающих попасть - говорит Ян Синань. - Существует очень серьезный конкурс. Препятствием может стать даже след от сведенной татуировки. Но наши офицеры считают, что у вас можно многому научиться.

Пока грядущие события лишь обозначены одиночной бронетехникой, вертолетом на месте будущего полевого аэродрома, дымовыми шашками и взрывпакетами. Через 4 месяца земля здесь будет содрогаться от вываленных на нее тонн бомб и ракет, взрывов артиллерийских снарядов и лязга гусениц. Китайская артбатарея поддержит российских мотострелков, а вертолеты Поднебесной прикроют марш наших внутренних войск. Взамен российские "вертушки" поддержат ракетным ударом китайских десантников. А идущее на выручку своим "крупное бандформирование" совместно разбомбят китайские "Летающие леопарды" и российские "Грачи". Всё поровну, всё паритетно: число самолетов и вертолетов, груз бомб и число ракет на внешних подвесках...

Но главные события развернутся совсем не там, где будут рваться бомбы и ракеты, а в месте со странным для штатского уха названием "Обучающий орган". 60 офицеров с российской стороны и 60 с китайской будут учиться понимать друг друга и действовать сообща. Добиваясь, чтобы, "если что случится", согласованно могли действовать многотысячные части двух разноязыких армий, до недавних пор рассматривавшие друг друга в качестве вероятного противника.

С Китаем хорошо дружить сильному

Журналисты обедают в офицерской столовой. Съемочная группа китайского телевидения предпочитает подкрепиться в автобусе, позаимствовав лишь несколько ложек.

- У них свое, - поясняет один из сопровождающих офицеров.

- "Доширак"? - свысока интересуется кто-то.

- Да нет. Вчера в ресторане были, так они заказали еще с собой...

Россияне молча утыкаются в тарелки с гречневой кашей и котлетами. Судя по всему, им предстоит отвыкать от привычного образа маленьких торговцев пуховиками. И привыкать к совсем другому образу великого соседа.

На обратном пути в голове всё время вертится услышанная на полигоне фраза: "С Китаем дружить хорошо. Но хорошо дружить с Китаем получится только у сильной страны..."

Смотрите также: