О чем "звенит" грязь?

   
   

"В Красноармейском районе Челябинской области обнаружена радиоактивная свалка" - такими заголовками пестрят южноуральские и российские СМИ с конца января.

Как оказалось, новость о радиационной катастрофе сильно преувеличена. Тем не менее вопросов о промышленной грязи, время от времени появляющейся на территории нашего региона, становится все больше.

Колбаса, чипсы и природный радий

Злосчастная свалка находится на территории Козыревского поселения Мирненской администрации Красноармейского района в лесу вдалеке от населенных пунктов и представляет собой котлован размером 150 на 50 метров. Приехать туда случайно невозможно. Указать же дорогу к ней в министерстве по радиационной и экологической безопасности и в природоохранной прокуратуре области нам отказались. В первом ведомстве сослались на то, что сам факт обнаружения радиации на промышленной свалке не заслуживает столь пристального внимания населения и журналистов, а во втором - на тайну следствия. К слову сказать, в самом поселке о радиоактивной свалке мало кто знает. Хотя бы потому, что свалок в округе предостаточно. На вопросы о плохой экологии местные жители отмахиваются:

- К этому добру мы привыкли. С ЧМЗ вот постоянно чем-то несет. Так что и аллергия у нас и наших детей - дело привычное, и урожай вот весь погиб в прошлом году.

В конце концов дорогу к источнику радиации нам все же показали. Заснеженная колея увела нас за лес, туда, где когда-то был свинокомплекс, а сейчас арендаторы разделили территорию между собой и держат около двенадцати производств, в том числе по изготовлению колбасы и чипсов. Ни указателей у дороги, ни таблички о наименовании предприятия на железном заборе. Никто из непосвященных явно не должен знать о самом существовании здесь базы по реставрации бывших в употреблении труб. Остается только догадываться, что завело экологов, обнаруживших повышенный радиационный фон, в эту лесную чащобу.

"Звенящие" трубы

После третьего звонка створки ворот наконец-то отворились. Как оказалось, о нашем приезде здесь уже были осведомлены. Сообщение о номере и марке машины сюда донесли быстрее, чем мы успели приехать. Сарафанное радио или отлаженная система безопасности? Долго переговариваясь по рации, охранник наконец позволил мне пройти внутрь, двусмысленно поинтересовавшись, не боюсь ли я.

Со слов директора предприятия Дмитрия Семионенко, его фирме едва исполнился год. Работа у них нужная и не опасная. За высоким забором дают вторую жизнь старым разнокалиберным трубам. Хоть в округе больше десятка других предприятий, но в загрязнении окружающей среды почему-то винят прежде всего "реставраторов" труб. Дмитрий заверяет, что отходы за пределы предприятия в течение года не вывозились и к свалке они не имеют никакого отношения. Однако с началом проверок представители контролирующей стороны вывезли из офиса все бухгалтерские документы. Но можно ли найти радиацию по бухгалтерским проводкам? Вероятно, можно.

Чего шумим-то?

В итоге вопросов во всей этой ситуации гораздо больше, чем ответов. Создается впечатление, что "фонит" не только маленькая кучка. Сама ситуация вокруг нее кажется лишь фоновой шумихой. Природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по части 1 статьи 247 Уголовного кодекса РФ "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов", но, по словам заместителя начальника прокуратуры Владислава Воронова, официальных обвинений еще не выдвинуто. Да и будут ли они выдвинуты когда-нибудь, пока большой вопрос. Ведь в тех же официальных сообщениях министерства радиационной и экологической безопасности говорится, что проведенными испытаниями установлена мощность дозы гамма-излучения, которые не превышают опасного уровня в 105 микрорентген в час. На расстоянии 1 метра от поверхности грунта - 32 микрорентген в час, на расстоянии 3 метров от грунта не превышает и 14 микрорентген в час. А обнаруженный радионуклид радий-226 по своему происхождению природный и не связан с деятельностью предприятий атомного цикла.

По словам специалистов, грунт может представлять опасность для людей только при непосредственном контакте. Населенных пунктов поблизости нет, но на всякий случай при министерстве экологической безопасности создана специальная комиссия, которая принимает все меры по обеспечению безопасности населения. Однако доступ к самой свалке по-прежнему открыт. Коллеги-журналисты безбоязненно ведут репортажи с места события.

Меж тем специалисты готовятся захоронить от греха подальше разбуженную средь зимы грязь. Вероятно, реальный масштаб загрязнения откроется только после таяния снега. А сколько таких природных и неприродных свалок еще разбросано по нашей области, остается только гадать.

Смотрите также: