Челябинск пересядет с верблюда на коня?

   
   

Еще 4-5 лет назад символом красивой жизни считался костюм от Версаче и тонированный Мерседес последней модели. Сегодня российская элита дружно меняет брюки на бриджи, а гаражи на конюшни. Состоятельность ВИПов меряется в живых лошадиных силах.

"Бэха" под седлом

- В МОСКВЕ конный бум начался годах в 1993-1994, - рассказывает старший тренер и начальник конюшни спортивного комплекса Быстрай Константин Завадский. - Момент был самый подходящий: с одной стороны, без государственной поддержки начали один за другим разоряться конные заводы и фермерские хозяйства, с другой - наступил период шальных денег для удалых бизнесменов. Стало высшим шиком заиметь коняшку в загородном доме, нанять парня - он и конюх, и спортсмен - и хвастать перед коллегами. Но уже через несколько лет случайные владельцы начали избавляться от дорогого хвостатого удовольствия. Те же, кто остался верен обретенному хобби, кинулись объединяться в клубы.

В Челябинске, по мнению Константина, частное коневодство только выходит на уровень начала московских девяностых. Южноуральские владельцы лошадиных сил довольно четко делятся на две группы: директора средней руки, так называемые "лошадники", для которых конь - одновременно и престиж, и релаксация. Поставив жеребчика на конюшню одного из немногих челябинских клубов, они приезжают в обеденные перерыв покормить друга морковкой и сделать кружок-другой по площадке. Таких любителей примерно 60%. Вторая категория - амбициозные "конники", для которых важен не столько внешний пафос, сколько спортивные достижения коня. К выбору питомца они относятся не менее трепетно, чем к выбору жены, хотя, как показывает жизнь, и в том, и в другом случае возможны проколы.

- Покупать лошадь слепо, с рук, по объявлению довольно опасно, - говорит Константин. - Зачастую первым взглядом лошадиного "брака" не увидишь. Сел на коня, проехал - нравится. Но стоит тренеру чуть увеличить нагрузку, и выясняется, что лошадь уже видала виды, у нее и плечо выбито, и суставы не те. Для домашнего пользования она, может, и ничего, но в спорте результатов от нее не дождешься. Так что первый совет начинающим коневладельцам - уже при выборе лошади обращаться к специалисту, известному в коневодческих кругах.

Стоимость лошади зависит прежде всего от породы и родословной. На племенном заводе в нашей родной Дубровке занимаются разведением лошадей рысистых пород. Это наиболее демократичный вариант: среднего трехлетнего коня можно приобрести за 40-60 тысяч рублей. По словам зоотехника Евгении Заикиной, это даже наполовину не окупает его содержания, но рынок диктует цену. Впрочем, грамотно воспитанная и натренированная лошадка может добиться неплохих результатов в испытаниях по бегам - гонках на качалках. Среди питомцев завода - настоящие звезды: орловский рысак Памир в 2004 году признан резвейшим в России, а лихой конь Секрет принес заводу "Золотую подкову Татарстана".

Заметно дороже, не менее 3 тысяч долларов, стоят верховые лошади - те, что выбивают искры под седлом жокея. Чтобы было понятнее, специалисты сравнивают самого лучшего рысака с навороченными "Жигули", а простенькую верховую красотку - с японской иномаркой. В среде любителей престижным считается выписать лошадку из Москвы или с юга - там традиционно выращивают хороших скакунов. Правда, в последние годы "базарные" регионы привлекают все больше не самых добросовестных продавцов из ближнего зарубежья. Эксклюзивные образцы представительского класса - хвостатые "бэхи" и Мерседесы - обойдутся гурманам в 70 тысяч долларов и дороже, но на Южном Урале в подобной роскоши не уличен ни один любитель.

Кнут для гастролера

- НЕСКОЛЬКО лет назад живой подарок в сбруе считался высшим шиком, - рассказывает Константин. - Дарили часто и много, но преимущественно случайных лошадей низкого качества. Даже наши СНГовские президенты кого только не ставили друг другу в конюшни. Сегодня, к счастью, подобных случайных презентов становится все меньше. Нашему губернатору Петру Сумину пару лет назад преподнесли в подарок три лошади хорошей верховой породы. Животные очень перспективные, они могли бы показать хороший спортивный результат. Но, к сожалению, никто ими серьезно не занимается.

Местные конные клубы с нетерпением ждут, когда московская чиновничья мода на верховую езду докатится до Южного Урала. В столице конюшни высших эшелонов начали активно заполняться четвероногими друзьями с легкой руки президента Путина. Сначала Владимир Владимирович появился на публике с миниатюрным пони Вадиком, затем был объявлен президентский кубок по скачкам. Модные шляпки и запах лучших домов Лондона привели в трепет столичную элиту. До нас тенденции добираются медленно и бессистемно.

- Коневодство у нас - затратное хобби, но никак не бизнес, - признается Костя. - Получить реальную прибыль под силу разве что прокатчикам в хороших "проходных" местах. Но от жесткой, зачастую безграмотной эксплуатации прокатные лошади быстро изнашиваются и теряют форму.

Официально зарегистрированных клубов в Челябинске только три, и практически нет собственной школы. Частные коневладельцы обращаются за помощью к гастролерам, приезжающим на заработки из благополучных южных районов и Москвы. Толку от таких занятий немного. За "гастрольные" 1-2 месяца лошадь едва начинает понимать, чего от нее хотят, и когда учитель отбывает восвояси, оставшийся наедине с питомцем хозяин приходит в отчаяние.

Чтобы обрывочная конная мода приобрела благородный системный характер, по мнению специалистов, необходимо развивать собственную инфраструктуру. Это не только клубы и собственные спортивные школы, которые, кстати, имеются у всех наших ближайших соседей, от Екатеринбурга до Уфы. Необходим комфортный ипподром, способный собирать не 3-4 десятка увлеченных "конников", а сотни, тысячи зрителей, с наслаждением притаптывающих травку и ставящих на фаворитов.

Развитый тотализатор - далекая мечта наших коневодов. В состязаниях, проходящих несколько раз в год в Дубровке, соревнуются одни и те же лошади, которых аудитория знает по именам. Азарт, прямо скажем, небольшой. Во Франции годовой оборот тотализатора равен обороту крупнейших автомобильный компаний, при этом 8% прибыли идет на развитие коневодства в стране. Наши подпольные ставки - 1-2 тысячи рублей - небольшое утешение для заскучавших зрителей. Страсти кипят, по слухам, разве что в цыганской среде. Здесь на кон ставятся дома и машины, вне зависимости от качества лошади, а просто от широты души.

Как бы то ни было, конная культура в Челябинске постепенно растет. Не галопом пока, но уже переходит на робкую рысь. В июне этого года создана Федерация конного спорта, а в августе на Дубровском ипподроме состоятся зональные соревнования. Кто знает, вдруг в зрительских рядах покажется модная шляпка какой-нибудь местной первой леди. А может, повезет, и на спину к очередному фавориту вскочит перед камерами ВИП-наездник.

ЦИФРЫ

. Не менее 3 тысяч рублей в месяц уходит на питание лошади.

. 1500-2000 долларов - амуниция наезднику и питомцу.

. 800 рублей - ковка, не реже 1 раза в 40 дней.

. 300-500 рублей - вызов ветеринара.

. 250-300 долларов в месяц обойдется поставить лошадь на постой в конюшне.

КСТАТИ

В Подмосковье организована гильдия перевозчиков, специализирующаяся на транспортировке лошадей. В их распоряжении - высококлассные трейлеры-коневозки, способные вместить до 18 лошадиных голов. В трейлере непременно предусмотрено купе для сопровождающего с кухней, спальней и гостиной. Стоимость транспортировки с ветерком и комфортом - около 2,5 долларов за км.

Смотрите также: