Отойдя от канонов советской исторической школы, которую интересовали одни лишь движения безликих масс, он занялся изучением конкретных человеческих судеб. Как сам признается, больших открытий не последовало, зато удалось протянуть живую ниточку от нынешнего племени к богатырям-не-нам тех далеких дней.
Владимир Кобзов |
– Все, что мы знаем сегодня об роли Южного Урала в той войне, было изложено еще оренбургским ученым Павлом Матвиевским в 1962 году в монографии «Оренбургский край в войне 1812 года» (территория нынешней Челябинской области была частью Оренбургской губернии до 1919 года). Все последующие исследователи только копировали его, не продвигаясь ни на шаг вперед, – начинает Владимир Серафимович. – Меня же заинтересовали не процессы и явления, а факты участия в боевых действиях конкретных живых людей. В чем беда современного общества? Мы – Иваны, не помнящие родства, не знающие своих корней, своего наследия. Многие социальные болезни, такие как преступность, алкоголизм или наркомания, тесно с этим связаны. Через личные судьбы мы восстанавливаем связь поколений. Здесь и кроется источник истинного патриотизма.
Омбудсмен с родословной
– Хорошо, но откуда можно почерпнуть такую информацию спустя 200 лет?
– Основными источниками для меня служили указы о награждениях и списки личного состава казачьих полков. Разыскивал их в Оренбургском и Челябинском государственных архивах. Сохранность документов, кончено, очень плохая, но я, тем не менее, лишний раз убедился, что информация никогда не пропадает бесследно, надо просто уметь ее найти.
Возьмем такой эпизод. В течение 1813 года Атаманский полк, сформированный из казаков нынешней Челябинской области, принимал участие в осаде крепости Данциг, а потом и в ее штурме. В декабре город капитулировал, полк пробыл в Данциге до осени 14-го года, а потом вернулся на родину. За боевые отличия многие казаки и офицеры были отмечены различными наградами. Так, атаман Челябинской станицы Семен Киржацких и хорунжий Уйской станицы Тихон Приданников удостоились орденов Св. Анны 3-го класса.
А сотник Коельской станицы (В наши дни Коелга) Хохряков получил орден Св. Владимира 4-го класса с бантом. Узнаете фамилию? За какие такие заслуги, можно только гадать. Ведь ордена вручались в порядке строгой очередности, и Св. Владимира можно было получить только после Св. Анны 3-го класса, Св. Станислава 3-го класса и Св. Анны 2-го класса. А он через все их перескочил!
– А откуда мы знаем, что этот Хохряков предок того самого Семена Хохрякова, дважды Героя Советского Союза?
– Это стопроцентно так, потому что казаки были военно-крепостным сословием. Крестьян освободили в 1861 году, а казаков только в 1905. Они не могли по своему желанию менять место жительства. Так что будьте уверены: если вы или ваша родня родом из населенного пункта, где раньше жил казак с такой же фамилией, то вы его потомок.
Давайте на другие фамилии посмотрим: Бородин, Смолин… Есть знакомые?
– Знаю одного букиниста по фамилии Смолин. Он точно из казаков.
– Петр Смолин был сотником Челябинской станицы. Вот вам еще один сотник, уже из Еткульской – Трофим Севастьянов, за боевые заслуги удостоен Монаршего благоволения. Интересно, откуда родом уполномоченный по правам человека Алесей Севастьянов?
– При случае надо спросить.
– Я и сам из казаков. Фамилия Кобзов берет начало в станице Владимирской, ныне Владимировка Варненского района. Можно смело утверждать, что все челябинские Кобозевы, Кобзевы или Кобызевы родом оттуда.
А вот, пожалуйста, история целой офицерской династии, начало которой положил есаул 3-го Оренбургского полка армии прапорщик Кочур Салеев, татарин по национальности. Когда такое раскапываешь, мурашки пробегают.
Салеева призвали из станицы Мочинской 5-го казачьего кантона, и он погиб в боях в 1813 году. В 40-е годы подавляющую часть мочинских казаков перевели на Новую пограничную линию в Варненский отряд. В том числе и сына Салеева Абдулвагапа Кочурова.
Он дослужился до войскового старшины и вышел в отставку в 50-е годы. Несмотря на то что у татар фамилии образовывались от имени отца, все потомки Салеева остались Кочуровыми. Старший внук есаул Абдулменап погиб при охране границы, другой внук Шейхислам дослужился до генерал-лейтенанта, был расстрелян большевиками. Еще четыре внука также служили в офицерских чинах в частях Оренбургского казачьего войска. Шамсултан Кочуров погиб на полях Первой мировой войны в 1917 г. Есаул Шагигалей Кочуров отличился в русско-японскую войну, был награжден пятью орденами, в том числе Владимиром 4-й степени, репрессирован в 1937 году. А правнук Салеева, сын Абдулменапа Осгар Кочуров воевал в Великую отечественную войну, был сержантом в саперном взводе. В 1944 году погиб.
Мусьё казак
– Разве с Южного Урала только казаков отправляли на фронт?
– Я интересовался в основном казаками, но здешнюю границу охраняли и армейские соединения. Их название в разное время было разным. На тот момент – Оренбургская военная инспекция. Ее основу составляла 23 пехотная дивизия, которой командовал князь Григорий Волконский, он же генерал-губернатор Оренбуржья. Его сын Сергей Григорьевич был одним из организаторов декабристского восстания. Солдаты этого подразделения также бились против французов.
– Кстати, о французах. Вы ведь и им уделили определенное внимание. Тем, кто был в плену в Челябинской области.
– Многие из них потом сами стали казаками. В конце 1812 года в Оренбургскую губернию прибыла большая партия военнопленных – 29 офицеров и 1,5 тыс. солдат. Сохранились сведения о пребывании офицеров Гюйо, Спонвиля, Мерсье, Декле, Тарассо, Люссо, Паллетана, Лассана де Тулуза и многих других. Гюйо до пленения под Смоленском был военным фармацевтом при главном штабе французской армии, Мерсье – полевым хирургом штаба 1-го корпуса князя Екмюля. После победы большинство французов вернулись на родину, но многие изъявили желание остаться и подали прошения о включении в оренбургские казаки. Когда в 1881 году была перепись населения, 39 казачьих семей назвали себя потомками военнопленных. Во время Гражданской войны казаков с французскими фамилиями большевистская пропаганда записала в интервенты, хотя это были свои родные, южноуральские французы.
По указке сверху
– Начальником управления образования Челябинска работает Светлана Портье. Оно может быть их потомком?
– Французы на Южный Урал попадали несколькими партиями. До отечественной войны была существенная миграция в 1796 году, после Великой французской революции. В пореформенный период в страну активно пошел иностранный капитал, а вместе с ним и сами иностранцы. Жил у нас, например, инженер Пажан де Монсье, который в 40-е годы вел съемку местности для строительства именных поселков.
– Имеются в виду Париж, Берлин, Фершампенуаз и проч.? А их разве не сами казаки так назвали?
– Это распространенный миф. Мол, они вернулись с войны и в память о своих подвигах переименовали станицы. На самом деле эти населенные пункты до 1843 года имели только номера. И лишь спустя 30 лет, по указанию сверху получили названия, в том числе и в честь славных исторических событий.