Турист стал другим. Он по-прежнему жаждет впечатлений, но стал экономить на гостиницах. О том, почему российские отели проигрывают по уровню сервиса турецким и с какими проблемами сталкиваются работники туриндустрии chel.aif.ru рассказал глава представительства Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Челябинской области Юрий Звонков.
Отдых не по карману?
Наталья Зверева, chel.aif.ru: Юрий Андреевич, сегодня южноуральцев волнуют геополитические события, безопасность, здоровье, рабочие места, обеспечение продуктами и лекарствами. В этих условиях — до отдыха ли?
Юрий Звонков: Две трети нашего населения никогда не выезжали за пределы страны, отдыхали на дачах. Одна треть никогда не выезжала даже из региона. Таковы результаты опроса фонда «Общественное мнение». Так вот — ничего не поменялось. Те, кто привык отдыхать за границей, там же и отдыхает. Правда, уже не всегда в пятизвёздочных отелях, а все чаще уровнем пониже. Дело в том, что отдых сильно подорожал. По подсчётам экспертов, из-за роста ценника на авиаперелёты спрос на заграницу упал где-то на 60%. Самолётов не хватает, подорожали как они сами, так и стоимость ремонта, запчастей. Керосин подорожал вдвое! Стало мало направлений, куда можно прилететь без пересадок, а пересадки опять же увеличивают стоимость маршрута и удлиняют его.
Возвращаясь к поставленному вопросу, нам до отдыха, просто отдых трансформировался. Люди не перестали отдыхать, не засели дома. Но если кто-то три-четыре года назад не представлял себя в палатке, в горах, то сейчас это тренд. Общемировой причем. Люди стремятся к цифровому детоксу. Гостиницами с видом на море и круглосуточным бассейном уже никого не удивишь. Всё-таки туризм — это фабрика впечатлений. За единицу времени турист должен получить максимум впечатлений. Поэтому пришла мода на глэмпинги.
— А чем глэмпинг отличается от кемпинга? Больше цивилизации?
— Глэмпинг — это некапитальное сооружение. Я их сравниваю с щитовыми домиками из восьмидесятых, которых у нас все ещё очень много на базах отдыха. Глэмпинг — более современная их версия, выполненная из дорогих современных материалов. Есть глэмпинги-палатки, модульные домики из сэндвич-панелей, летние, круглогодичные. Комфорт там, как правило, приближен к гостиничному: есть большая кровать, полноценный матрас, белоснежные одеяла, махровые полотенца, халаты. Кроме того, глэмпинг предполагает высокий уровень сервиса. Строительство и содержание глэмпинга для собственника удовольствие не из дешевых. Чего только стоит подведение коммуникаций и стоимость строительства, затраты на инфраструктуру, решение проблем утилизация отходов, доставки продовольствия. При этом операционные расходы такие же, как у полноценной мини-гостиницы, только сезон эксплуатации короче. Поэтому отдых в глэмпинге может оказаться дороже, чем в классическом отеле на природе. Спрос на них пока высокий. Это не удивительно, ведь красивые фотографии и новые впечатления гарантированы. Но я уверен, через пару лет хайп на данную разновидность кемпинга пройдет. И тогда мы получим сотни разочарованных в гостиничном бизнесе людей.
— Почему?
— Посудите сами: гостиница или домики, построенные из традиционных материалов, простоят пятьдесят и более лет. Если поддерживать их в надлежащем состоянии, они ещё и внуков прокормят. А глэмпинг из ПВХ и ткани через 4-5 лет придется менять, это снова большие инвестиции. К тому времени интерес и «вау эффект» спадет, и люди вернутся к теплым надежным номерам загородных гостиниц и гостевых домов. Но, безусловно, всегда будет спрос на эксклюзив. Например, у моих друзей глэмпинг на Камчатке в горах. Туда доставляют путешественников вертолетами. Чтоб вы понимали стоимость такого отдыха — только доставка дров на объект обходится дороже 1 млн рублей, а хватит такого запаса всего на пару недель. «Космическая» стоимость содержания объекта отражается и на цене отдыха в нем. Скорее всего, слетать на Мальдивы будет дешевле, но эмоций Камчатка однозначно оставит в разы больше. Правда, такой эксклюзивный детокс по карману далеко не каждому.
— Почему нынче гостиницы стоят так дорого, что большинству туристов не по карману?
— Вы правы, стоимость размещения в гостиницах в среднем по стране, поднялась где-то на 20% по сравнению с допандемийными годами. Таковы данные всё того же Росстата. Но нужно понимать, что для гостиниц в последние годы также все подорожало, начиная с закупки, ремонта и обслуживания импортного оборудования и заканчивая подорожанием продуктов питания и платы за коммунальные услуги. Издержки городских и загородных отелей выросли в среднем на 30%. И несмотря на сложности с выездом за границу, загородные отели по-прежнему не получают сверхдоходов. До пандемии россияне тратили на отдых за пределами страны около 36 млрд долларов в год. Тем не менее, после закрытия границ эти 36 млрд внутренний туристический рынок не получил.
Не тот сервис
— Давайте поговорим о качестве сервиса. Цены на размещение растут, при этом во многих отелях администраторы огрызаются, горничные хамят, а постояльцам приходится клянчить в номер фены и чайники...
— Само собой, такое поведение недопустимо в индустрии гостеприимства. Но всё дело в том, что не хватает людей. Мы сейчас находимся на самом дне демографической ямы, работать некому. В стране не хватает порядка 9 млн трудоспособных молодых людей в возрасте 20-30 лет, по сравнению с 2012 годом. Отели и гостиницы переманивают персонал друг у друга и из других отраслей. Например, средняя заработная плата в отелях и ресторанах России — 37 тыс. рублей. Курьер может зарабатывать от 50 до 100 тыс. в месяц, не имея специального образования, навыков, требовательных начальников и жесткого графика. Если по нормам в отеле должно быть десять горничных или поваров, а по факту работает только пять, значит, они будут работать на износ. Когда человек работает на износ, он тут не донёс, там забыл. Знаете, кто помогает горничным в больших отелях в дни высокой загрузки? Сотрудники администрации и бухгалтеры, это уже нормальная практика. Демографическая яма началась в 2012 году, и в ней мы будем находиться до 2035. Чтобы мотивировать сотрудников, мы вынуждены поднимать зарплаты, а это опять-таки влияет на цену размещения и рентабельность объекта.
— В Турции горничные и официанты гораздо приветливее!
— Не нужно наш сервис сравнивать с турецким, он никогда таким не будет. Да, в Турции отель за те же деньги может предоставить более высокий уровень услуг и разнообразие питания. Но в Турции туризм — ядро экономики. Вообще во всем мире туриндустрия — это ядро экономики. Туризм занимает третье место после топливной и химической промышленности. Уже после туризма идут машиностроение, пищевая промышленность. В России, к сожалению, всё наоборот. У нас туризм в экономике занимает 47 место из 50 отраслей. Слишком низкая рентабельность активов и продаж, при этом по налоговой загрузке мы находимся по соседству с высокорентабельной фармакологией и лесозаготовками.
Чтобы развивать туризм, нужно пересматривать налоговую политику. Во всем мире для туризма существуют специальные режимы налогообложения. Нам нужны налоговые послабления. Да, в пандемию для нас снизили налог, до сих пор действует сниженная налоговая ставка и это очень большое подспорье. Но крайне необходимо снижение взносов во внебюджетные фонды, потому что наша отрасль человекоёмкая. Половина затрат отеля и ресторана — это фонд оплаты труда, с которого мы платим колоссальные суммы в бюджет за каждого работника.
Среднегодовая цена номера в России — 20-25 долларов. В жаркий летний выходной отдых на базе или отечественном море будет по стоимости сопоставим с турецким. Но затраты на строительство выше, чем в Турции, издержки и налоги также выше, кредиты дороже, сезон короче. Поэтому мы вынуждены экономить на всем. Так что не отдых у нас дорогой, а доходы низкие. По официальным данным Росстата, всего 13% россиян имеют среднемесячный доход выше 75 тыс. рублей. О чем это говорит? Сервис соответствует цене, которую готовы платить туристы.
Зона рискованного туризма
— Можно сказать, что Южный Урал не только зона рискованного земледелия, но и зона рискованного туризма?
— Конечно. Допустим, вы хотите провести в загородном отеле неделю в период летних каникул. Бронируете, возможно, ещё зимой, потому что спрос высокий. Перед заездом выясняется, что всю эту неделю будет идти дождь. Что вы делаете? Отказываетесь. И таких отказов очень много. Это большая проблема для баз отдыха: они не только теряют в доходе, они не могут эти номера больше никому продать, потому что идёт дождь и они никому не интересны. А ведь у нас бывают и такие года, когда вообще всё лето холодное и никто в такую погоду не хочет отдыхать. Максимум приедут на выходные. Но что такое два-три дня? Чтобы быть рентабельными, гостиницам нужно загрузиться на продолжительный период.
— Не слишком ли распиарен наш «край трех тысяч озер», на ваш взгляд? Сегодня только и говорят, что о падении уровня воды, обмелении водоёмов.
— Всё познаётся в сравнении. Если вы хотите получить в Челябинской области отдых как на море, понятно, что такого не будет. Но я искренне уверен, что у нашего региона огромный туристический потенциал. У нас множество мест для единения с природой. Можно съездить в горы, не обязательно отдыхать у озера. Сейчас проложены шикарные экотропы. В Челябинской области в последнее время много делается для развития туризма, но у нашей области, как и у всех остальных регионов, связаны руки, мы очень зависимы от федеральной повестки. У нас нет собственных рычагов для развития туриндустрии.