Примерное время чтения: 10 минут
1256

Слышу крики в темноте. Южноуральцы чуть не потерялись на перевале Дятлова

После гибели группы Дятлова окрестности горы Холатчахль стали пользоваться особой популярностью. В последние годы интерес к перевалу подогревают всевозможные расследования и кинематограф. Сюда едут экстремалы со всего мира. Но одно дело подняться в горы бывалому туристу, а другое – человеку с ограниченными возможностями. Однако инвалидность не должна помешать целеустремленному человеку покорить сложный маршрут. В этом уверен системный администратор из Миасса Алексей Рогозников. Мужчина создал в родном городе клуб туризма для людей с ограничениями по здоровью, участвует в общероссийских конкурсах и путешествует в компании своей большой семьи. А в начале января исполнил давнюю мечту – отправился в зимний поход на загадочный перевал Дятлова.

Техника начала подводить еще до перевала

Алексею Рогозникову 40 лет. Ему с рождения поставили диагноз «детский церебральный паралич». Однако это не помешало мужчине вести активный образ жизни. Вместе с женой (она инвалид-колясочник) он воспитывает четверых детей.

В 2018 году Алексей создал проект «Туризм без ограничений».

«Я всегда мечтал побывать в горах. Сначала это казалось нереальным. Нужна была специальная техника. Даже в России, не говоря уже о регионе, нет таких мест, куда человек с инвалидностью может приехать и попробовать себя в экстремальных видах спорта: прокатиться на квадроцикле или снегоходе, нырнуть с аквалангом, встать на сабборд. Снаряжение для людей с ограничениями по здоровью стоит гораздо дороже ввиду дополнительных конструкций, усилений разных. И просто купить себе это обычному человеку тяжело. Да и неизвестно: купишь, а сможешь ли ты этим пользоваться?», - рассказывает Алексей Рогозников.

Перевал Дятлова привлекает туристов со всего мира.
Перевал Дятлова привлекает туристов со всего мира. Фото: Сообщество ВКонтакте "Туризм без ограничений!"

Впервые на загадочном перевале Алексей побывал летом во внедорожной экспедиции. Зимой такой поход гораздо сложнее. Нужно запастись теплой одеждой, подготовить оборудование, выбрать безопасный маршрут.

С экипировкой помогли подписчики сообщества «Туризм без ограничений» в соцсети «ВКонтакте». Благодаря им Алексею удалось собрать 65 тысяч рублей на теплый походный костюм.

А с маршрутом помог компаньон Сергей Власов – организатор Уральской турбазы, где созданы условия для инвалидов-колясочников. Он стал проводником. Вдвоем Сергей и Алексей отправились покорять зимний перевал.

«Конечно, сразу было понятно, что экспедиция будет не на лыжах: пешком я далеко не уйду. Но и не на современной технике, на которой все привыкли путешествовать. Решили пойти на мотособаке («мини-снегоболотоход» — сцепка из буксировщика на гусеничном ходу с санями - прим. ред.). На такой технике никто до нас перевал не посещал. Единственная мотособака была там в 2019 году – и то наша. На ней Сергей разрабатывал доступный дня меня маршрут», - поясняет Алексей Рогозников.

На такой технике на перевал еще не добирались.
На такой технике на перевал еще не добирались. Фото: Сообщество ВКонтакте "Туризм без ограничений!"

Маршрут продумали такой. Сначала на авто доехать к Ушме - поселку коренных жителей Северного Урала манси. Здесь оставить машину, а потом спуститься на мотособаке 40 км вниз по замерзшей реке и еще 25 пройти по проложенной снегокатами лесной тропе к самому перевалу.

«Конечно, некоторые опасения были перед поездкой. В первую очередь за технику переживали, что может подвести. Что и случилось», - улыбается Алексей.

Транспорт туристов подводил несколько раз. Вскоре после выезда из Челябинска пробили колесо. Пришлось добираться до шиномонтажа в Екатеринбурге на летней запаске. Потом в лесу у мотособаки слетела цепь, - открутился болт и потерялась «звездочка». Пришлось искать и прикручивать – полтора часа провозились.

Знакомство с манси

В поселке Ушма Алексей познакомился с манси. По некоторым версиям, представители этого малочисленного народа могут быть виновны в гибели туристов на перевале. Однако Алексей с этой версией не согласен. Его опыт общения с манси сложился совершенно иначе.

«В Ушму мы приехали утром. Ещё темно. Здесь вообще очень короткий световой день — рассветает после девяти часов утра, а темнеет уже к четырем вечера. Решили вздремнуть, дождаться, когда проснутся местные жители. Когда рассвело, Сергей познакомил меня с местным охотником-манси Валерой. Мы не могли свою мотособаку завести, а он нам дал запчасть. Завелись, все собрали. Валера пригласил попить чайку, погреться. Рассказал, как в лесу и на реке обстановка. Помощь предложил – мол, если что-то понадобится, то может нам какие-либо вещи со снегокатчиками передать или сам приедет за нами на снегоходе. Шкур нам дал в дорогу на сиденье, чтобы теплее было. В общем, оказался самым отзывчивым человеком», - рассказывает Алексей.

Манси Валера (третий справа) помог туристам с техникой.
Манси Валера (третий справа) помог туристам с техникой. Фото: Сообщество ВКонтакте "Туризм без ограничений!"

Оставив машину, мужчины направились вниз по реке до избы Ильича – последней стоянки с крышей над головой. Путь неблизкий – 40 км. Добрались затемно, устроились на ночлег – и тут в избу вошел запыхавшийся манси Валера. Оказалось, ребята не выключили габаритные огни на машине – не поленился, приехал за ключами.

Коренных жителей в округе – несколько семей, говорит Алексей. История группы Дятлова для них – это дополнительный хлеб. Для туристов они организуют гостевые домики, помогают советом, какой путь лучше выбрать. Да и на гору могут провести за дополнительную плату.

Потеряться – проще простого

По пути на перевал часто встречались другие туристы. Их в тех местах много. Люди добираются до легендарного места и на лыжах, и на снегоходах.

Изначально Алексей с Сергеем планировали добраться до обелиска погибшим туристам группы Дятлова. Однако на подъеме техника опять подвела. Снег оказался рыхлым, а тропа - не укатанной. Как ни старались – и вещи выгружали, и сани подталкивали, но «собака» зарывалась в снег и отказывалась подниматься в гору. Алексей даже попробовал подняться пешком, но Сергей и в одиночку не смог справиться с подъемом. А уже начинало смеркаться. Пришлось разбить лагерь примерно в 800 метрах от запланированной цели.

Туристы так и не смогли согреться в палатке.
Туристы так и не смогли согреться в палатке. Фото: Сообщество ВКонтакте "Туризм без ограничений!"

На пол палатки бросили шкуры, сверху уложили запасной спальный мешок. Но толку мало: за стенкой -30 градусов, а внутри -25.

После ужина Сергей решил в одиночку все-таки дойти до памятника. Обещал вернуться в течение часа. Было около шести часов вечера – в горах уже темно. Алексей остался ждать товарища.

«Примерно через час услышал в темноте его крики. Слышу, просит меня зажечь в палатке свет. А в ней и так фонарь горит. Тогда я понял, что он меня не видит», - рассказывает Алексей.

Судя по звуку, Сергей был близко. Алексей стал кричать в ответ. Но голос проводника вдруг начал отдаляться – неужто не в ту сторону пошел! Кое-как Алексей выбрался из палатки, добрался до «собаки», чтобы включить фары. Уже появились мысли, как бы не пришлось в лагерь за помощью ехать. Без опытного туриста Рогозников запросто мог заблудиться. И тут Сергей появился из-за палатки.

Мотособака - сцепка из буксировщика на гусеничном ходу с санями.
Мотособака - сцепка из буксировщика на гусеничном ходу с санями. Фото: Сообщество ВКонтакте "Туризм без ограничений!"

«Я не удивлюсь, если группа Дятлова действительно отошла совсем недалеко от палатки, а потом не смогла найти дорогу обратно. Открытое пространство, ориентиров нет. А если еще и метель… В пятидесяти метрах можно заблудиться», - рассказывает Алексей Рогозников.

Переночевать на перевале туристам так и не удалось. Сначала подвели горелки для обогрева. У одной треснул шланг, и она вспыхнула. А вторая и вовсе отказалась работать. Легли спать полностью одетые, поворочались, уснуть не смогли. И решили прямо в ночь добираться обратно до избы Ильича.

На обратном пути путешественникам пришла идея организовать «зимние сплавы» для людей с ограниченными возможностями - спуски по покрытой льдом реке.

«Не всем ведь нужны экстремальные поездки по лесам на снегоходах. А по реке спокойно, безопасно и красиво. Вокруг величавые ели в снегу. В этот момент я понял, почему их всегда упоминают русские поэты. Есть в них что-то именно русское – великое, гордое. В общем, буду работать в этом направлении. Осталось найти снегоход», - смеется Алексей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах