Примерное время чтения: 15 минут
752

Следы медведя и бурный поток. Как южноуралец проехал Алтай на велосипеде

На такое масштабное велопутешествие Евгений отважился впервые
На такое масштабное велопутешествие Евгений отважился впервые Из личного архивa

Сотрудник МЧС из Челябинской области Евгений Соловьёв рискнул преодолеть Алтай на велосипеде. На 1200 километров пути ушло более двадцати дней. Южноуралец ночевал в палатке под звёздами, общался с местными жителями и переходил горные реки вброд. Евгений рассказал корреспонденту chel.aif.ru, насколько благосклонны «золотые горы» к туристам-дикарям, с какими трудностями довелось столкнуться в пути и сколько денег нужно брать в такую поездку.

Готовился чинить велосипед в поле

Евгений — путешественник со стажем, в своё время полстраны исколесил автостопом. Побывав проездом на Алтае, решил: небольшая республика — лучшее место для первого масштабного велотура. Во-первых, природа удивительная — чего только нет: реки, горы, степи — глаз не оторвёшь. Во-вторых, огромное количество маршрутов, доступных «двухколёсному коню».

До Горно-Алтайска турист добирался самолётом, а оттуда построил кольцевой маршрут через самые живописные места — Каракольские озёра на севере Алтайских гор, сёла Чемал, Мульта, Инегень. Самой отдалённой точкой был посёлок Кош-Агач, который лежит буквально в сотне километров от границы с Монголией. Оттуда в столицу Алтая возвращался через Акташ, Улаган, мимо Телецкого озера.

«Рискнуть помогли примеры других людей. Так, Владислав Повеликин, мой хороший приятель, единомышленник, проехал от Нижнего Новгорода до Байкала и от Нижнего Новгорода до Владивостока, 13 тысяч километров. Ехал около полугода. И, конечно, когда ты на это всё смотришь, то впечатляешься, это остаётся у тебя где-то на подкорках. Начинаешь думать о том, как бы свою жизнь разнообразить, и приходит мысль о велопутешествии», — рассказывает Евгений.

На Алтае есть чем полюбоваться
На Алтае есть чем полюбоваться Фото: Кадр из видео

К поездке южноуралец начал готовиться заранее. Года за два потихоньку стал собирать нужное снаряжение. Последние несколько месяцев регулярно гонял в туры выходного дня по Южному Уралу.

Большую часть вещей в дорогу пришлось покупать непосредственно перед поездкой. Ведь снаряжение должно быть компактным, не мешать передвижению. Двухместную палатку поменял на одноместную, весом около полутора килограммов со всеми деталями. Отдельно заказал удобные сумки. Присмотрел универсальный мультитул — целый набор инструментов в одном. Обязательно — спальник, надувной коврик, который можно сложить в сумку. Набор одежды на случай смены погоды — дождевик, флисовая кофта, термобельё и прочее — поместился в подседельный баул. Пригодился и навигатор Maps.me, где на картах сами туристы отмечают тропы, поляны для кемпинга, родники и другие места, знать о которых полезно путешественнику. А ещё не забыл про «примочки» для самого велосипеда, ведь остаться без средства передвижения в дикой местности может быть смертельно опасно.

Водная гладь и горные шпили - разве не красота?
Водная гладь и горные шпили — разве не красота? Фото: Кадр из видео

«Есть специальные мультитулы для велосипедов — с выжимкой для цепи, шестигранниками и всем в этом роде. Насос, запасные камеры на всякий случай. У меня, к счастью, колесо ни разу не лопнуло, поэтому они не пригодились. Ну, и прежде всего, конечно, нужны навыки и опыт, в том числе работы с велосипедом. Перед путешествием я свой несколько раз разобрал и собрал обратно. Чтобы понимать, как он устроен и быть уверенным, что в случае чего смогу его починить где-нибудь в поле», — делится турист.

«Экстремально, лучше не повторять»

Главное на Алтае, считает Евгений, — это люди. Местные жители, по мнению туриста, по менталитету отличаются от обитателей мегаполисов. Население всего Алтая чуть больше 200 тысяч человек — что тут скажешь, в любом районе того же Челябинска живёт примерно столько же.

«Люди на Алтае более сплочённые, дружные, гостеприимные, у них нет такого недоверия к чужим, как, например, у жителей городов-миллионников. Они... более добрые, что ли», — рассказывает путешественник.

Ещё в бытность своих поездок автостопом Евгений познакомился с местным жителем Санатом — парень подбросил его до Улагана, а расстояние, прямо скажем, было неблизким — более 200 километров. В пути спросил, есть ли где туристу ночевать. Тот ответил, что собирается поставить палатку возле речки. На что новый знакомый предложил попутчику кров. Как в русских сказках — и на стол накрыл, и печь растопил, и баню.

Сейчас, когда Евгений снова засобирался на Алтай и сообщил об этом старому знакомому, Санат — владелец местной сети общепита — даже предложил ему денег подкинуть на путешествие. Южноуралец тактично отказался, но вот ещё один вариант ночлега отвергать не стал. По пути остановился у мамы жителя Улагана. Женщина оказалась такой же гостеприимной, как и её сын — вкусного супа наварила да ещё и гостинцев в дорогу завернула.

С Санатом у Евгения до сих пор дружеские отношения.
С Санатом у Евгения до сих пор дружеские отношения. Фото: Кадр из видео

По словам Евгения, на Алтае спокойно и даже нежно уживаются разные культуры и религии. В издавна языческом регионе встречаются как мечети, так и христианские церкви. Среди местных популярно скотоводство — то и дело попадаются мирно пасущиеся стада.

Подходящие у туристическим палаткам коровы - здесь не редкость
Коровы у туристической палатки здесь не редкость Фото: Кадр из видео

Были в пути и ситуации, когда велосипедисту пришлось сильно понервничать. На второй день путешествия, когда Евгений выезжал с Каракольских озёр, навигатор предложил ему маршрут, больше подходящий пешеходам, чем велосипедам. Спуск в этом месте крутой — перепад с 1700 метров над уровнем моря до условных 400 за 30 километров. Пришлось ехать на скорости по лесному серпантину, дорогу то и дело преграждали кустарники и поваленные деревья, местами казалось, что тропы и вовсе нет. При этом спуске Евгений травмировал колено — пришлось несколько дней восстанавливаться.

Та самая тропа с препятствиями
Та самая тропа с препятствиями Фото: Кадр из видео

Выехал к деревне Каракол — пять домов на всё село. Добраться к жилищам оказалось не так просто. В июне на Алтае все ещё тают ледники, и разлившаяся река затопила все подъезды к посёлку. Пришлось раз восемь переходить поток вброд — где-то ледяной воды было по колено, а где-то и по пояс. К тому же приходилось удерживать тяжёлый велосипед, чтобы не уплыл по течению.

«Определённо было немного страшно. Сначала какие-то лесные тропы. Клещей 20 с себя снял тогда. Потом „заплывы“ по бурным горным рекам. Конечно, это немного не то, что я себе представлял. Это было экстремально, интересно, но лучше, конечно, не повторять, особенно когда реки разливаются», — смеётся Евгений.

Преодолевать некоторые участки было тяжеловато
Преодолевать некоторые участки было тяжеловато Фото: Кадр из видео

Почти всё время турист проводил в движении. Останавливался лишь посмотреть достопримечательности, полюбоваться видами или искупаться в реке. За день преодолевал от 50 до 120 километров. Темнеет в горах быстро, закатов как таковых нет — часов в восемь вечера уже нужно ставить палатку. Расположиться на ночлег турист старался в местах для кемпинга или хотя бы в паре километров от населённых пунктов — так меньше риск проснуться от того, что тебя нюхает дикий зверь.

Встречи с опасными хищниками, кстати, удалось избежать. Хотя как-то раз после ночёвки в лесу Евгений по пути к трассе разглядел в грязи свежие следы медведя. Это заставило понервничать, однако сам косолапый навстречу, к счастью, не вышел.

«Семью — на море, сам — на Алтай»

Отправляться на Алтай Евгений советует с середины июня до сентября — в это время ледники уже перестают активно таять, природа хорошеет, озёра и реки прогреваются. Если маршрут подбирается для путешествия на авто, то идеальный вариант, по мнению туриста, тот, который выбрал он сам — «золотое кольцо» — с севера на юг республики, от Горно-Алтайска — до Кош-Агача, потом — в Улаган, переплыть на пароме Телецкое озеро и вернуться обратно. Расстояние в 600-800 километров не торопясь можно преодолеть меньше чем за неделю.

Поглядеть на Алтае есть на что. Подножия горы Белухи, кристально-чистые озёра, реки — Катунь и Чуя. С туристической инфраструктурой, по словам Евгения, тоже всё в порядке. В последние годы на месте многих грунтовок появились асфальтированные дороги, в разы стало больше гостевых домов и гостиниц, много развлекательных услуг. Найти недорогой хостел не проблема. Велосипедист и сам останавливался в таких хотя бы раз в три дня — привести себя в порядок, принять горячий душ, зарядить электронику. Полно бесплатных кемпингов, где можно расположиться со своей палаткой. Суммы на такое путешествие у всех уйдут разные. Минимальная — чтобы не отказывать себе в еде и не каждый день ночевать в палатке — 40 тысяч рублей.

Устав мыться в реках, Евгений останавливался в хостеле
Устав мыться в реках, Евгений останавливался в хостеле Фото: Кадр из видео

Гостей на Алтае, к слову, в туристический сезон хватает. Достаточно и тех, кто путешествует, как и Евгений, на велосипеде. В пути южноуралец повстречал около десяти таких экстремалов. С половиной из них удалось пообщаться. Каждый из таких путешественников — со своей отдельной историей.

«Был Алмаз из Казани, который работает, если не ошибаюсь, в библиотеке. Это было его первое большое путешествие — велосипед купил всего год назад. Был Александр из Москвы, который работает в автосервисе. Он детей и жену отправил отдыхать на море, а сам поехал по Алтаю кататься, — рассказывает Евгений. — Я думаю, причины таких решений у каждого свои. Кто-то за экстримом отправляется, кто-то — просто почувствовать жизнь, насладиться ею. Кто-то хочет побыть наедине с собой, какие-то вещи обдумать. Кто-то — новые места посмотреть».

На своём путешествии челябинец останавливаться не собирается. Следующим летом, если позволят обстоятельства и ответственная работа (Евгений — инспектор пожарного надзора по Сосновскому району), планирует махнуть в Крым, покорять на велосипеде уже новые горы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах