Аргументы и Факты
chel.aif.ru
16+
Челябинск
Аргументы и Факты
chel.aif.ru
16+
Челябинск
Примерное время чтения: 10 минут
217

«Не такие мы и дуры». Пострадавшие от лже-турфирмы полностью вернули деньги

Скриншот

Летом 2025 года агентство из Санкт-Петербурга массово обмануло россиян, собрав деньги, но не отправив в путешествия. Но туристическая пирамида рухнула, к счастью, не оставив пострадавших без денег.

На днях сразу несколько бывших клиентов турфирмы «Солнечный город», деятельностью которой занимаются следственные органы Санкт-Петербурга, рассказали chel.aif.ru радостные новости. Почти всем отдавшим свои кровные за не предоставленные путевки в Турцию и Японию удалось вернуть деньги! Как? Подробности — в материале chel.aif.ru.

«Тур для дур»

Под таким заголовком chel.aif.ru рассказывал о деятельности турагенства, жертвами которого стали сотни россиян из разных городов. Собственно, и агентством назвать «Солнечный город» сложно: организация предлагала путёвки только на своей странице в соцсети, причём по неадекватно заниженным ценам. Желающие могли купить, например, тур с перелётом, проживанием и питанием за 80 тысяч рублей в Сочи в сезон — и это на 3-4 человек.

Некоторое время фирма действительно организовывала туры.
Некоторое время фирма действительно организовывала туры. Фото: Скриншот

«Дурами» девушки, а в основном пострадавшие — дамы — назвали себя сами. И написали, что платили деньги за сказочные туры сами, без принуждения, будто загипнотизированные. Что удивительно, несколько предыдущих лет бизнесменам от туризма удавалось действительно возить туристов в шикарные туры по бросовым ценам. Отсюда и взялся нескончаемый поток желающих стать клиентами «Солнечного города». Сарафанное радио привлекало в ряды туристов из разных городов страны.

«Моя знакомая сагитировала купить путёвки в оздоровительный санаторий в Башкирии, — рассказывала нам челябинка Ольга Г. — Мы купили. Причём экономия составили 50 процентов в сравнении с истинной ценой сайта лечебницы. В итоге ни мы с мамой, ни мой сын с женой, конечно, никуда не попал. Потому что как раз перед нашим предполагаемым заездом агентство объявило на своей странице "период охлаждения". И мы узнали, что деятельностью его заинтересовался следственный комитет. Никакие отели и санатории не забронированы, билеты не куплены».

Люди отдавали огромные суммы.
Люди отдавали огромные суммы. Фото: Скриншот

Почему же всё новые и новые туристы тянулись в это агентство? Их приманивали фантастическими розыгрышами. Чего стоила одна «рыбалка»! Можно было выбрать тур, отправить его якобы на согласование, и, если звезды сойдутся, — поймать скидку 50 процентов. То есть и без того копеечные предложения делались почти бесплатными. Неслучайно люди бронировали и российские экскурсии, и зарубежные круизы вплоть до 2026-2027 годов.

Всё хорошо, что хорошо кончается

А потом агентство рухнуло. Как и планы на отпуск, мечты о морях или замках. Поверившие в сказку об отдыхе за копейки с какими-то неведомыми субсидиями остались без финансов.

«Мы, конечно, с деньгами своими простились в душе, — откровенничал еще один пострадавший от деятельности турфирмы, Андрей З. из Златоуста. — Как только стало известно, что фирма сдулась, денег нет, пузырь лопнут, пирамида сложилась... Даже представить себе не могли, что сможем вернуть их! В чате девчонки переписывались, нас, пострадавших, набралось более тысячи человек. Причём почти у каждого не по одному платежу. Даже не подсчитать точно, о каких миллионах идёт речь».

Чатовцы стали друг другу поддержкой и опорой.
Чатовцы стали друг другу поддержкой и опорой. Фото: Скриншот

Как-то в чате пострадавших написали: мне банк вернул деньги, все до копейки. Никто не поверил, но на всякий случай попросили подробности. Ведь судебное разбирательство по делу «Солнечного города» еще только набирает обороты, ни о каких возвратах агентством речи не идёт.

Как же получилось вернуть финансы? Первый счастливчик объяснил: нужно обратиться в банк и доказать, что ты оплатил услугу, но не получил ее. Один за другим пострадавшие бросились в финансовые учреждения, через которые оплатили путёвки, с запросом чарджбэка — возврата денег за не предоставленные услуги. И в течение месяца почти все диспуты удовлетворили!

Что же такое чарджбэк, спасший финансы несостоявшихся туристов?

Чарджбэк— это не просто «отмена платежа», а процедура принудительного возврата средств через банк-эмитент вашей карты. По сути, это страховка от недобросовестных сделок, технических сбоев и прямого мошенничества.

Банки берут время на проверку спорной операции.
Банки берут время на проверку спорной операции. Фото: Скриншот

В каких же случаях можно инициировать чарджбэк? Вернуть деньги реально, если:

— Списание произошло без вашего ведома (например, карту скомпрометировали).

— Товар или услуга не были предоставлены (например, интернет-магазин исчез после предоплаты или, как в данном случае, путёвки не были предоставлены).

— Вы получили «кота в мешке» — товар с существенными дефектами или не соответствующий описанию.

— С продавцом не удалось урегулировать конфликт мирным путем.

Как же пострадавшим удалось добиться справедливости? Алгоритм действий четкий. Они все связались с продавцом — это обязательный этап. Агентство на сообщения не ответило — люди сделали скрины переписки и предоставили банкам. Далее все позвонили или пришли в свой банк и заявили о процедуре чарджбэка.

«Подготовьте доказательства: скрины переписки, чеки, ссылки на товар, заявление о попытке досудебного урегулирования. Ваш банк заблокирует спорную сумму и начнет расследование, запросив информацию у банка получателя. Процесс может занять до 60 дней, но шансы на успех при наличии веских доказательств большие. Не такие мы и дуры», — рассказала коллегам по несчастью одна из пострадавших, бывшая банковская служащая Эльвира, сама в числе других вернувшая свои деньги у сомнительного агентства.

Девушки поздравляли друг друга с успешным закрытием диспутов.
Девушки поздравляли друг друга с успешным закрытием диспутов. Фото: Скриншот

Из почти 1200 человек, состоявших в чате пострадавших, вернули деньги порядка 800. Оставшимся пришли отказы от финансовых учреждений. Дело в том, что существуют сроки: запустить диспут в платежной системе «Мир» по техническим причинам можно только в течение 180 дней со дня операции, а по другим причинам — в течение года. Те туристы, что перевели деньги больше года назад, своих средств лишились.

Многие люди живут путешествиями, поэтому суммы чарджбэка огромные.
Многие люди живут путешествиями, поэтому суммы чарджбэка огромные. Фото: Скриншот

Почему же тогда, спросите вы, процветают телефонные мошенники? Россияне могут потребовать у банков деньги назад? Нет, не могут. Чарджбэк — это отмена операции оплаты услуги или товара в организации. Переводы по карте физлицами сюда не относятся. При мошенничестве может помочь только суд.

Как это выглядит на юридическом?

История настолько удивительная, что в неё даже не все верят. Мы бы сами поставили под сомнение, но корреспондент chel.aif.ru ежедневно читает в чате пострадавших радостные сообщения о возвратах и видит скриншоты выписок о банковских переводах.

Челябинский юрист, руководитель коллегии адвокатов Александр Щербинин усомнился, что все пострадавшие смогли вернуть деньги: «Чарджбэк, в российской терминологии диспут, это возвратный платеж. Всё, что описано в статье об этом, верно. Если заключен договор оказания услуг, совершён безналичный платеж, можно после обращения с претензией к исполнителю оказания услуги потребовать возврата, если продавец не отвечает на претензию либо отказывается удовлетворить, обратиться в банк за возвратом. Но какие есть нюансы? В каждом банке и в каждой платежной системе есть свои правила, сроки, нужно в каждом конкретном случае смотреть. Частная история, которая описана в статье, у меня вызывает сомнения, Дело в том, что деньги-то эти возвращает не банк, то есть их там не печатают, не Центробанк, никакой страховки нет. Деньги спишут со счета продавца, то есть он должен быть не пустым.
Я бы советовал вообще очень внимательно следить, кому и куда переводите деньги. К сожалению, мошенники совершенствуются, в том числе, и делают сайты-дублеры. Надо всеми возможными способами перепроверять, на самом ли деле вы из поисковика перешли на сайт туроператора, турагента, и дублировать информацию: по телефону, по горячей линии, проверять адресную строку, каждую цифру, каждую букву. Стоит быть очень осторожными с приобретением туров, которые на два года вперед, потому что всё может поменяться, что-то может случиться, отдавать предпочтение более разумным срокам поездки.

Стоит избегать слишком дешевых предложений, особенно, если они ничем не мотивированы, не обоснованы, перепроверять информацию, которая получена от турагента у туроператора, по возможности, узнавать, есть ли действительно бронь, билеты. В общем, постоянно перепроверять перед поездкой всю всю информацию, которую только возможно».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах