Сначала в его жизни был гандбол. А когда поставили диагноз «рак кости» и ампутировали руку, он не отступил и стал пловцом. Семён Дунаев – двукратный призёр первенства России по параплаванию. На Всемирные игры среди детей, победивших онкологию, он ежегодно ездил в качестве спортсмена, а теперь – тренера.
Виню экологию и чипсы
Заболевание дало о себе знать совершенно неожиданно, когда ему было 11 лет. Семён был подвижным мальчиком и занимался самым популярным в Снежинске видом спорта – гандболом. Однажды во время игры он упал на руку. Перелома, синяков и припухлостей не было, но боль не утихала. Через две недели мама отвела его к врачу. В местной больнице обнаружили опухоль и отправили на обследование в Челябинск.
«По правилам должны были взять анализ на гистологию – специальным шприцем проникнуть в месте опухоли и взять кусочек, не принося вреда пациенту. Но хирург решил, что он и так всё знает (сейчас, кстати, он больше не работает там). Мне провели операцию, выдолбили часть кости и вставили саморассасывающийся материал. Обещая, что всё зарастёт, медики надели на руку корсет. Счастливый поехал домой. Но через неделю велели возвращаться обратно, – вспоминает те дни 19–летний парень. – Выяснилось, что опухоль злокачественная – остеогенная саркома правой плечевой кости».
Ребёнка ждали изматывающие курсы химиотерапии, а после них – ампутация. В качестве альтернативного варианта, в надежде спасти сыну руку, родители рассматривали эндопротезирование. Это когда вместо повреждённой части кости вставляют металлический имплантат. Но, по словам южноуральских специалистов, во время такой операции злокачественная клетка может попасть в кровь и перейти в другой орган. То есть вместо одной будет уже две опухоли. Опасения подтвердили и врачи из Санкт–Петербурга. Поэтому решили не рисковать, надеясь на статистику. В 85% случаях онкология у детей заканчивается выздоровлением.
«Конечно, я плакал. Такое понять тяжело. Лечение ужасное, в тебе убивают не только плохие клетки, но и хорошие. Выдержать всё это я смог только благодаря родственникам. Ведь известно, что взрослые люди чаще умирают от онкологии, смирившись и отказываясь от лечения. А у ребёнка выбора нет, за него всё решают родители, – говорит Семён. – Не раз задавался вопросом, почему заболел именно я. Но это глупо. Думаю, к тому времени я ещё не успел ничего натворить, за что можно было бы так жестоко наказать. Поэтому в первую очередь виню экологию. Плюс я сильно портил здоровье чипсами и газировками. Как бы смешно это не казалось, но там много ингредиентов, отравляющих организм. Всем известно, что газированные напитки вымывают кальций из костей, который отвечает за их прочность».
Привык к шушуканьям за спиной
Ампутация ещё не гарантировала полного излечения. После «химии» увеличились печень, правая почка и сердечный клапан. В больнице пришлось пролежать ещё полгода. Там наш герой встретил своего лучше друга Владимира, который победил рак, но лишился ноги. В школу Семён вернулся только в девятом классе. До этого учителя приходили к нему домой либо вели занятия по скайпу. Не забывали навещать и одноклассники. Жить без спорта, даже с инвалидностью II группы, юноша не мог. Вернуться в гандбол, разумеется, было невозможно. Футбол слишком травмоопасный, поэтому выбор пал на плавание. Тем более после ампутации руки из–за нагрузки на одну сторону стал развиваться сколиоз.
Плавать с одной рукой даже легче, смеясь, признаётся наш герой. Ему покорились все стили, но фирменным стал брасс. Побеждая на городских и областных соревнованиях, молодой человек дважды (в 2014–м и 2015 году) выступал на чемпионате и первенстве России по плаванию среди спортсменов с поражением опорно–двигательного аппарата. И оба раза привозил «серебро» и «бронзу», доказывая своё превосходство среди юниоров. В прошлом году также стал призёром Всероссийской летней олимпиады инвалидов в Чувашии.
«На Всемирные игры детей, победивших рак, езжу каждый год. Когда исполнилось 16 лет, вызвался волонтёром, а в этом году был уже помощником тренера по плаванию. Больница угнетает маленьких детей, после тяжёлого онколечения они замыкаются, часто бывают в плохом настроение. Игры – отличная возможность найти друзей. Из участников мало кто профессионально занимается спортом, но в такой дружелюбной атмосфере не страшно попробовать свои силы», – говорит Семён.
Уже год как он самостоятельно живёт в Челябинске. Квартиру снимает вместе с бывшими одноклассниками. Есть у него и любимая. Молодой человек учится на кафедре спортивного совершенствования ЮУрГУ и мечтает стать тренером, чтобы помогать людям с ограниченными возможностями здоровья. Карьеру пловца, к сожалению, недавно пришлось закончить из–за проблем со спиной. Очень серьёзные были нагрузки. Но лечебным плаванием заниматься продолжает.
«Взрослые люди чаще всего меня не замечают или стесняются. Некоторые пристально разглядывают. А дети обычно кричат на всю улицу, что у дяди одна рука. Поначалу меня это очень раздражало, – сетует парень. – Но онкология сделала меня более серьёзным и ответственным. Если бы не болезнь, наверно, был хулиганом. Теперь отношусь к жизни по–другому, ценю каждый день».
Справка «АиФ»
Юные южноуральцы в начале июля привезли 18 медалей с VII Всемирных игр детей, победивших рак. Соревнования собрали в Москве 500 детей из России и 15 других стран, в том числе Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдовы, Германии, Турции и Португалии. В составе сборной России команда из Челябинской области оказалась самой многочисленной – 15 человек, которые обошли на региональном этапе состязаний две сотни соперников.