aif.ru counter
66

Жаркий день на берегу. На реке Ай предотвратили условную утечку нефти

Всего несколько минут потребовалось, чтобы спустить нефтесборщик на воду.
Всего несколько минут потребовалось, чтобы спустить нефтесборщик на воду. © / АО «Транснефть – Урал»

День выдался жарким не только по погоде, но и по сценарию: произошла условная утечка нефти на реке Ай вблизи Златоуста. Здесь прошли учебно-тренировочные занятия Челябинского нефтепроводного управления АО «Транснефть – Урал».

Три рубежа

Несмотря на то что учения проводились в понедельник, берега реки Ай были заполнены отдыхающими. С удивлением они следили за тем, как по ухабистой дороге проезжает мощная техника – автофургоны, автоцистерны, грузовики с оборудованием. Заметили и пожарные машины, а затем и лодки на воде с людьми в спецодежде.

Но беспокоиться было не о чем: нефтепроводчики прибыли сюда для того, чтобы отработать действия на случай чрезвычайной ситуации. Дело в том, что в окрестностях Златоуста реку Ай пересекает нефтепровод Нижневартовск – Курган – Куйбышев. Поэтому понятно, что внимание к этому месту, где находится подводный переход, большое.

Вот живописный берег, а за излучиной реки уже хорошо просматриваются высотные здания Златоуста. В другое время тут, возможно, тоже загорали бы отдыхающие, но сейчас здесь находится второй рубеж локализации условной утечки нефти. Сотрудники службы безопасности постарались, чтобы нефтепроводчики провели учения в спокойной обстановке. Территорию оградили, посторонних не пропускали.

Несмотря на жару, все участники учебно-тренировочных занятий были в полном обмундировании, а также в перчатках и масках, и социальную дистанцию сохраняют: на предприятии требования по предотвращению коронавируса соблюдают строго.

– Рубеж номер два – основной рубеж для локализации утечки нефти, – объясняет заместитель начальника линейной аварийно-эксплуатационной службы ЛПДС «Ленинск» Никита Широких. – Есть ещё два: первый выше, третий ниже по течению реки. Согласно сценарию учения, произошла утечка нефти на магистральном нефтепроводе. По команде диспетчера транспортировка на данном участке трубопровода была остановлена, немедленно на место выдвинулись сначала патрульные группы, а потом и аварийные бригады. Мы установили боновые заграждения – две линии общей протяжённостью 80 метров, которые не дают нефти спуститься далее по течению. Развернули несколько ёмкостей для временного хранения нефти и загрязнённой воды. Самая большая из них вмещает 100 кубометров. Там жидкость отстаивается, после чего её увозят на очистные сооружения.

То, насколько эффективно боновые заграждения могут задерживать загрязнения, заметно невооружённым взглядом. Конечно, на учениях в реке нет нефти, но ниже бонов вода заметно чище. Заграждения не пропускают различный речной сор, плывущий на поверхности.

На учениях всегда присутствуют пожарные. Фото: АО «Транснефть – Урал»

– Для сбора нефти мы применяем два вида аппаратов, – продолжает Никита Широких. – В одном из них, олеофильного типа, на специальные вращающиеся диски оседает нефть, потом скребки её собирают, а насос откачивает. Есть сборщик порогового принципа действия, он позволяет выбирать величину откачиваемого слоя и собирать нефть с минимальным количеством воды.

Никита Широких, который ещё во время учёбы в Уфимском нефтяном университете проходил практику на ЛПДС «Ленинск», признаётся, что ценит в своей работе то, что здесь каждый день можно узнавать что-то новое, нет рутины:

– Даже учения отличаются одно от другого. Летние, зимние, с разными сценариями… И действовать нужно всякий раз по-разному.

И летом, и зимой

Конечно, такие учения не могли проводиться без участия экологов. Они взяли пробы воды из реки. И хотя понятно, что аварии на самом деле не было, к заданию, так же как и их коллеги, подошли максимально добросовестно.

– Наша лаборатория занимается отбором и анализом проб окружающей среды – воды, воздуха, почвы, – рассказывает заведующая эколого-аналитической лабораторией Лада Бурякова. – На сегодняшних учениях берём пробы воды из реки, анализируем на наличие нефти и нефтепродуктов – сначала фоновую пробу, а потом «загрязнённую». Затем отправляем в нашу лабораторию в посёлке Новосинеглазовский в Челябинске. Как только пробы туда поступят, в течение 20 минут будет известен результат. Есть у нас и приборы для экспресс-анализа на месте. Бывает, что приходится выезжать очень далеко от Челябинска, но и в таком случае подбираем место, где можно развернуть лабораторию, так что оперативность не страдает.

Обязательно на учениях и присутствие огнеборцев: на каждом из трёх рубежей находятся пожарный расчёт и автомобиль с запасом воды и пенообразователя.

Было заметно, как слаженно действуют все сотрудники. Чувствовалось, что все необходимые операции они отрабатывают не впервые.

– Сегодня мы отработали навыки, которые пригодятся в повседневной работе, – говорит трубопроводчик линейный Алексей Приданников. – Раз в три года проходим обучение – по ликвидации последствий аварий, по использованию нового оборудования. Условия сегодня благоприятствовали: хоть и жарко, зато скорость течения реки небольшая. Есть реки и с более быстрым течением, например Большая Сатка, но и для работы на них у нас есть и оборудование, и навыки.

С мнением коллеги согласен и машинист насосных установок участка аварийно-восстановительных работ Дмитрий Бережный.

– На таких учебно-тренировочных занятиях мы решаем важные задачи, – говорит он. – Устранение утечки и разлива нефти на подводном переходе, пожалуй, самое трудное дело. Здесь важно не только выполнить свою работу, но и не допустить загрязнения окружающей среды. Всё необходимое оборудование для этого у нас есть. Важны навыки персонала – чтобы их улучшать, мы и проводим учения.

Два фактора не помеха

Ближе к вечеру стало известно, что с заданием участники справились. Главный инженер Челябинского нефтепроводного управления АО «Транснефть – Урал» Динар Ардаширов выглядит усталым, но главное, что день прошёл не зря.

– Благодаря такой слаженной работе мы можем быть уверены, что каждый сотрудник справится с ситуацией, – подчёркивает он. – Есть факторы, которые усложняют работу. Во-первых, это повышенные требования к без­опасности из-за коронавируса. У нас действует режим сменяемости персонала, используем перчатки, медицинские маски, а допуск в диспетчерские запрещён. Во-вторых, сейчас стоит аномально жаркая погода. Но несмотря на все факторы, мы выполнили требования качественно и в срок. В целом я результатами учебно-тренировочных занятий удовлетворён.

Столь же оперативно сотрудники управления собрали всё оборудование, погрузили его и покинули берега реки Ай. Здесь снова остались лишь любители купания и рыбаки.

Новости компаний

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах