Примерное время чтения: 8 минут
35

Вкус летней смены. Чем кормят детей в школьных лагерях?

Мало вовремя приготовить еду, нужно ещё успеть накрыть столы перед завтраком или обедом, а потом быстро убрать с них.
Мало вовремя приготовить еду, нужно ещё успеть накрыть столы перед завтраком или обедом, а потом быстро убрать с них. Уральский комбинат питания

Лето – это отдых, детские лагеря и масса эмоций, навсегда остающихся в памяти человека. Как и вкус той самой каши, с которой начиналось утро в лагере, того самого омлета или запеканки.

Завтраки и обеды на ура

«Мы специально просим родителей не кормить детей дома по утрам. Тем более что, торопясь на работу, мало кто уделяет время приготовлению полноценного завтрака, – говорит заведующий производством на пищеблоке челябинской школы № 89 Зинаида Григорьевна Шевелкина. – А в школе у ребёнка есть возможность вкусно позавтракать. К тому же эти завтраки на одной неделе не повторяются: к примеру, в понедельник это будет манная каша, во вторник омлет, в среду творожная запеканка и т. д. Каши разные, они чередуются: пшённая молочная, рисовая молочная, «Дружба», геркулесовая, «Пять злаков»… Кстати, хочу сказать, что совсем недавно был период, когда дети ели каши плохо. Видимо, дома их к этому не приучали, в семьях завтракали бутербродами, а то и не завтракали вовсе. Сегодня многие всё-таки следуют принципам здорового питания, по детям это видно сразу, у нас практически не стало отходов».

По её наблюдениям, школьники любят выпечку и обожают макароны. Макароны – любимое блюдо всех детей без исключения. С сыром и без, с гуляшом и без. Картофельное пюре тоже едят неплохо, а вот гречка, тушёная капуста и овощное рагу идут чуть хуже. Но, как правило, порции тех, кто отказывается от второго, съедают товарищи с более серьёзным аппетитом.

«Летняя смена в школьном лагере хороша тем, что у деток больше времени на еду, – отмечает Зинаида Григорьевна. – Одно дело, когда они забегают между уроками и на всё про всё у них есть лишь 10-15 минут. Проглотили – побежали дальше. И совсем другое дело, когда на приём пищи у них полчаса. Они могут расслабиться, спокойно всё пережевать, прочувствовать вкус еды, а потом ещё и побеседовать, вальяжно откинувшись на спинки стульев. Одно удовольствие наблюдать за ними в это время! К тому же и детей гораздо меньше: или их в обычные школьные будни человек 800, или сейчас порядка 200. Все на виду, ближе контакт, мы их начинаем узнавать в лицо и называть по именам. И детки отвечают взаимностью, тоже начинают к нам обращаться по имени-отчеству. У них появляется возможность и желание подойти и поблагодарить за блюдо, которое особенно понравилось, или съесть добавку».

Ещё одно отличие летнего питания в школе – витаминизация блюд. В обед на столах появляются свежие огурчики и помидорчики. Кроме того, практически каждый день школьники получают фрукты. В основном это яблоки: на них не бывает аллергии, яблоко проще всего положить в карман и забрать с собой, если не хочется съесть его прямо сейчас. Выдают яблоки мытыми, поэтому большинство детей предпочитает грызть их во время прогулки или по дороге домой.

Наша собеседница работает в сфере питания уже 45 лет, и 18 из них в 89-й школе. Каждый ребёнок для неё как родной. Нередко Зинаида Григорьевна выходит к детям в зал и объясняет, почему важно питаться правильно и чем важно сбалансированное питание для каждого человека и для растущего организма в частности.

«Мой сын давно вырос и уехал из дома, живёт далеко, – признаётся она. – Сейчас мы с мужем живём вдвоём, и в больших количествах я не готовлю. Но у нас всегда есть завтрак и полноценный обед, поскольку муж без первого не может. С выпечкой стараюсь не увлекаться, но когда приезжают в гости сын с внуками (а их у нас трое!), конечно, стараюсь их удивить, продумываю вкусное меню на несколько дней вперёд».

Накормить 12 тысяч детей

Сотрудники школьных пищеблоков уже заметили: обеды идут на ура. Если на завтрак кто-то пришёл ещё полусонным, а кто-то позавтракал дома, то обедов ждут и съедают практически полностью. Оно и понятно: после насыщенной первой половины дня и активного времяпрепровождения на свежем воздухе, походов на экскурсии, чувство голода у детей успевает разгуляться.

«Первую половину обеда в столовой тишина, почти никто не разговаривает, только усердно ложками гремят! – улыбается Зинаида Григорьевна. – Учителя едят вместе с ребятами. Нам это особенно приятно: это значит, что школьное питание в почёте. Когда меня спрашивают, в чём секрет, отвечаю неизменно: просто мы любим свою работу и готовим с душой. Несколько лет назад было сложнее: оборудование было старое, посуду мыли вручную, буквально через день сами разделывали говяжьи полутуши… Всё изменилось в 2016 году, когда мы стали работать под крылом АО «Уральский комбинат питания». Пищеблок оснастили новым оборудованием: появились пароконвектоматы, посудомойки, новые сковороды. А когда с комбината нам стали поставлять готовый фарш, разделанное мясо и очищенные овощи, мы и вовсе вздохнули с облегчением!»

Летом комбинат питания предоставляет услуги в 70 городских лагерях дневного пребывания в Челябинске и в девяти лагерях Еманжелинска. А это почти 12 тысяч детей!

«Организация школьного питания – огромная совместная работа, – подчёркивает директор школы № 89 Вера Петровна Чадина. – Мы ведём её плечом к плечу с родителями, с учителями. Дважды в месяц в столовую приходят представители родительского комитета, проверяют санитарное состояние на пищеблоке, снимают пробы блюд, отслеживают процент несъедаемости. И если появляются вопросы по организации питания, Зинаида Григорьевна никогда не скажет, что у неё нет времени или она не готова ответить. Отложит в сторону все другие дела и пойдёт общаться с родителями».

Лучший комплимент – пустые тарелки

Чтобы не судить об организации питания в летних лагерях по одной школе, мы поехали ещё в одну – 45-ю. В столовой как раз шло накрытие перед обедом.

«Сегодня на второе картофельная запеканка с мясом, значит, точно съедят всё, – поделилась уверенностью заведующая производством Мария Михайловна Мухина. – Ребята хорошо кушают, им нравятся фрикадельки, гороховый суп, абсолютно все каши… В нашем деле главное – готовить каждое блюдо с душой. Что мы и делаем».

Стаж Марии Михайловны в сфере общественного питания – 40 лет, 17 из них она провела в этой школе. Ей есть с чем сравнивать. Взрослый человек может оставить претензию, если блюдо не понравилось, или, наоборот, сделать восторженную запись в книге отзывов. Если еда не понравилась ребёнку, он оставит её несъеденной. Поэтому лучший комплимент школьника – пустая тарелка.

«Когда меня пригласили работать в школу, я согласилась почти сразу, – вспоминает завпроизводством. – Мне нравится кормить детей, хотя здесь жёстче требования, выше ответственность. Выходы всех составляющих блюд давно помним наизусть, но технологические карты с цифрами всё равно всегда перед глазами. Рабочий день сотрудников нашего пищеблока начинается в шесть утра. Придёшь позже – ничего не успеешь. Надо ведь не только приготовить еду, но ещё и вовремя накрыть столы, а потом убрать. На мне помимо прочего ещё документы по пищеблоку. Учителя берут домой проверять тетрадки – я несу отчёты. Но это мелочи. Школа – это любовь, я к ней привыкла. Знаете, это как в семье за много-много лет брака: трудно разобраться, где любовь, а где уже привычка!»

«У нас в школе есть кадетские классы, – рассказал директор школы Сергей Борисович Хайдуков. – А у кадетов есть понятие «человек, с которым можно пойти в разведку». Так вот, с такими, как Мария Михайловна, можно идти в разведку. На неё и всю команду пищеблока я всегда могу положиться, никогда не подведут! Всегда знаю: детей в школе накормят как надо, качество завтраков, обедов, полдников всегда на высоте. И я Марии Михайловне всегда говорю: на пенсию отпущу, только когда сам соберусь!»

И Мария Михайловна Мухина, и Зинаида Григорьевна Шевелкина – ветераны труда. Из года в год они вкусно кормят учеников и учителей, прививают основы здорового питания детям и взрослым. Сытый человек, как известно, миролюбив, весел и энергичен. А значит, во многом благодаря именно сотрудникам пищеблоков складывается позитивная атмосфера внутри школы, а стало быть, успешная работа образовательной организации.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах