В торговых точках Челябинска подростки могут купить сигареты в 7 из 10 случаев. Правда при одном условии, если в этом магазине торгуют контрабандой или контрафактом. Магазины с легальной продукцией закон нарушают крайне редко. Такие данные озвучила председатель Общественного Совета по проблеме подросткового курения Светлана Чернышова.
Уровень снижается
Высокая доступность сигарет удивляет, ведь за последние годы количество курильщиков в стране значительно снизилось. Сказывается как антитабачная пропаганда Минздрава, так и изменение подхода к здоровому образу жизни у людей. Но если курение у взрослых – осознанный и законный выбор, то у подростков оно чаще всего связано с желанием казаться взрослее или с «дурным примером». Работа общественников и ужесточение законодательных требований к продаже сигарет позволили за 15 лет почти вдвое снизить уровень подросткового курения в России (данные ЦЭССИ и холдинга «Ромир»). Так, сейчас не более 30% российских подростков пробовали курить или продолжают этим заниматься, тогда как в начале 2000-х годов эта доля приближалась к 60%. Однако теневой рынок сигарет грозит подорвать достигнутые успехи.
Светлана Чернышова рассказала о проблематике подросткового курения, факторах, влияющих на его развитие, и прокомментировать работу Совета в Челябинской области.
- Почему подростковое курение остается проблемой? Купить сигареты стало сложнее, их стоимость возросла, места для курения ограничили.
Светлана Чернышова: В России живет более 26 миллионов детей и подростков. Из них 7-8 миллионов либо пробовали, либо регулярно употребляют табачные изделия. Это происходит из-за того, что в обществе нет строгой позиции на этот счет: курение среди детей не воспринимается, как что-то опасное и неправильное.
На уровень подросткового курения оказывают влияние различные факторы. От подражания взрослым до цены на сигареты и состояния экономики в конкретном регионе. Влияет и популяризация здорового образа жизни, наличие интересных модных альтернатив курению. Но всегда и везде одним из ключевых факторов является «социальный доступ»: сама возможность приобретения табачных изделий несовершеннолетними.
Сейчас большое значение имеют и менее очевидные риски. Во–первых, это рост рынка нелегальной табачной продукции. Во–вторых, развитие рынка новых форм и систем доставки табака (ЭСДН и др.). И третья зона опасности – онлайн-торговля табачными изделиями, в том числе и нелегальными, через интернет.
- Чем ситуация в Челябинской области отличается от ситуации в стране?
- Практически во всех приграничных регионах сейчас существует повышенный риск доступа подростков к сигаретам. Это происходит из-за того, что сейчас для несовершеннолетних чаще всего доступны именно нелегальные сигареты – контрабанда или подделки.
Общественный Совет регулярно отслеживает ситуацию в регионах. Совместно с исследовательским холдингом «Ромир» в июле прошлого года и в марте нынешнего мы провели контрольные закупки в Челябинске. Результаты нас, увы, не порадовали. Если в 2019 году несовершеннолетнему продали нелегальные табачные изделия в 5 случаях из 10, то в 2020 году, буквально пару месяцев назад – уже в 7 случаях из 10.
К сожалению, столица Южного Урала находится в антирейтинге городов–миллионников по объему нелегальной табачной продукции. Конечно, свою роль играет географическое положение области: нелегальные сигареты прежде всего поставляют из соседнего Казахстана. Встречаются пачки из более далекой Белоруссии. Часть нелегального товара производится в России.
С другой стороны, есть один позитивный момент, который мне кажется очень важным, если говорить о ситуации с нелегальным табаком в регионе. В области мы фиксируем активную гражданскую позицию жителей, их неравнодушие к фактам продажи этой более дешевой и доступной для подростков продукции.
В местной прессе часто появляются материалы по следам обращений обеспокоенных родителей, обнаруживших у подростка белорусские сигареты. Мы видим активную дискуссию по теме в соцсетях. От граждан поступают сообщения о фактах незаконной торговли в контролирующие органы. Это очень важная тенденция, которую необходимо поддерживать. Ведь толерантное отношение общества к фактам торговли нелегальной продукцией – это один из факторов, «разогревающих» теневой рынок.
Необходимо взаимодействие
- Какие программы Совет реализовал в Челябинской области?
- В период с 2011 по 2015 годы при поддержке администрации области Совет реализовал программу предотвращения продажи табачных изделий несовершеннолетним для предприятий розничной торговли. В мероприятиях участвовали представители управления Роспотребнадзора по Челябинской области, УМВД России, руководители ведущих торговых сетей и предприятий города – «Магнит», «Красное и Белое», журналисты из газеты «Вечерний Челябинск» и других.
В результате, если в 2011 году по данным «Уралинфо» 67% местных продавцов нарушали запрет на продажу подросткам сигарет, то в 2015 году их доля сократилась более, чем в два раза. При этом именно в 2015 году стал заметен серьезный рост рынка нелегального табака в регионе.
- Какой была реакция челябинских властей на работу Совета?
- Наши инициативы по помощи и обучению региональной розницы всегда находили поддержку местных властей. Это помогло достигать результата. Сейчас мы стараемся информировать органы МВД и Роспотребнадзора о фактах продажи нелегального табака на территории области. Только в 2019 году Совет отправил в надзорные органы информацию о 45 торговых точках, продающих нелегальные сигареты. Власти дают ответы и отрабатывают наши заявления. Однако, из-за несовершенства законодательства и недостаточно эффективного межведомственного взаимодействия, нарушители закона не всегда несут реальное наказание.
- Какие меры помогут более эффективно бороться с подростковым курением?
- Подростковое курение – это комплексная проблема, которая требует взаимодействия органов власти, правоохранителей, бизнеса и широкой общественности. Нужно усилить борьбу с доступом подростков к сигаретам. Для этого нужны скоординированные действия всех заинтересованных сторон. Если в работе с розницей, которая не вовлечена в теневой оборот, у нас есть большие успехи, то торговцы нелегальными сигаретами, естественно, игнорируют и закон, и наши программы. У нарушителей есть возможность уйти от наказания либо без серьезных проблем выплатить штраф, который вряд ли серьезно повлияет на их незаконный бизнес.
Именно поэтому мы активно участвуем в любых формах взаимодействия на базе рабочих групп, комиссий по противодействию нелегальному обороту промышленной продукции, предлагая свою экспертизу и ресурсы. Меры, которые нужно принять на федеральном уровне давно известны: установить минимальную розничную цену, увеличить штрафы за продажу и перевозку нелегальных сигарет, расширить полномочия правоохранителей. Контролирующим органам нередко приходится заниматься оформлением и межведомственным согласованием по каждому выявленному нарушению, что ведет к увеличению работы, снижению эффективности мероприятий. Например, если МВД выявило нарушение, то вместо подготовки протокола и передачи дела в суд, дальнейшая работа передается в Роспотребнадзор, который проводит повторные проверки. Но если к торговцу-нарушителю уже приходили из МВД, то к моменту инспекции Роспотребнадзора, мошенник спрячет или вывезет весь нелегальный ассортимент и фактически уйдет от ответственности.
Власти на местах могут активнее использовать ресурсы общественных организаций и активистов – проводить совместные рейды, организовывать прием обращений по факту продажи сигарет подросткам, особенно нелегальных. Тем более, сейчас даже потребитель «вооружен», как никогда – введение цифровой маркировки позволяет с помощью бесплатного приложения на смартфоне определить, где были выпущены сигареты, в какую торговую точку попали и когда были проданы. Торговцев нелегальными сигаретами теперь можно выявить без экспертизы – нет маркировки, значит можно вызывать полицию. Подростков можно оградить от сигарет, надо лишь работать сообща. И мы уверены, общими усилиями мы победим эту проблему.