2315

Техника кипела. Как железнодорожники тушили пожары в Джабыке и Запасном

Караул пожарной части всегда готов к тушению крупных очагов возгорания
Караул пожарной части всегда готов к тушению крупных очагов возгорания Из личного архива

Ветка Карталы – Магнитогорск, в обычное время использующаяся для перевозки дачников и постоянных жителей, стала, по сути, одним из главных путей борьбы с огненной стихией. Это по ней пришел пожарный поезд, снабдивший водой технику МЧС. По ней пригнали бульдозеры, создавшие непреодолимые препятствия для огненной стихии. И по ней эвакуировали жителей деревень.

Поезд спасения

Электричка «Карталы-Магнитогорск» курсирует 2 раза в день, утром и вечером. Исполняющий обязанности машиниста инструктора Сергей Проценко был на своем рабочем месте, когда в 13.20 получил приказ: организовать экстренный рейс, чтобы эвакуировать жителей горящих деревень Джабык и Запасное. В 13.34 поезд был уже готов к отправлению.

«Обычно мы 60 километров до станции Запасное преодолеваем за час, а тут долетели за 20 минут, - вспоминает машинист Евгений Самарин. – Шли, естественно, вне графика, поэтому грузовые поезда пропускали нас. Все было задымлено, видимости никакой. Мы подавали сигнал и ехали».Сначала в электричку посадили жителей Запасного, потом отправились в Джабык, и там приняли основную массу пассажиров, среди которых были дети, приехавшие отдыхать к бабушкам и дедушкам на летние каникулы. Едва тронулись из Джабыка, по рации пришло сообщение: «Остался один  маломобильный человек в Запасном!» Электричка вернулась за ним, после чего летела до Карталов уже без остановок. Вывезли 61 человека.

Машинист Евгений Самарин имеет многолетний опыт управления электропоездом, но в таких экстремальных условиях оказался первый раз
Машинист Евгений Самарин имеет многолетний опыт управления электропоездом, но в таких экстремальных условиях оказался первый раз Фото: Из личного архива

 «В таких экстремальных условиях мы работали первый раз, - признается Сергей Проценко. – В четырех вагонах – плач: люди потеряли свои дома. По приезду на карталинский вокзал их сразу же встретили врачи и психологи».

Подвозили, тушили, эвакуировали

Эвакуация – лишь одно из развернутых направлений работы. Настал момент, когда по автодорогам проводить ее было уже невозможно. Но и проехать по рельсам электричка бы не смогла, если бы в работу не включился пожарный поезд. Свой первый рейс он совершил 8 июля, когда пламя только начало разгораться.

«Нам была поставлена задача обеспечения подразделений водой и тушение в пределах технических возможностей пожарного поезда, - вспоминает начальник пожарного поезда станции Магнитогорск Максим Овчинников. - Мы не только подвозили воду, но и принимали участие в тушении объектов ОАО «РЖД» от распространения пламени. Пожарные смогли предотвратить возгорание путей и станционных постов – а это стратегические объекты, координирующие движение пассажирских и грузовых поездов».

На станции «Магнитогорск» обычно дежурят пятеро пожарных. Но тут были мобилизованы 20 человек. Наполняли  цистерны (а это 219 тонн в общей сложности), перекачивали воду в машины МЧС, сами занимались тушением, да еще и приняли участие в эвакуации местных жителей.

Как только поступает сигнал о чрезвычайной ситуации, пожарный караул моментально собирается и выезжает
Как только поступает сигнал о чрезвычайной ситуации, пожарный караул моментально собирается и выезжает Фото: Из личного архива

Все это пожарные не смогли бы сделать, если бы не отличная физическая форма. Спортсмены достигают пика формы к соревнованиям, а пожарные – к пожароопасному сезону. Весь год тренируются, отрабатывая скорость и тактику приемов. Дисциплина здесь такая же строгая, как в военных подразделениях.

«Работники ведомственной пожарной охраны – это, в большинстве своем бывшие военные, сотрудники МЧС, имеющие за плечами огромный опыт пожаротушения, - объясняет Максим Овчинников. – Отработали 4,5 суток на пределе, а точнее сказать, за пределами человеческих возможностей».

В огненном кольце

О воде как способе тушения пожара знают все. Между тем, крупные пожары потушить только водой невозможно. В дело вступают бульдозеры, доставка которых на место ЧС невозможна без работы железнодорожников.

На станции Карталы постоянно готов к работе восстановительный поезд. Куда он только не отправлялся – и на пожары, и на наводнения. Последствия разбушевавшейся стихии ликвидируют бульдозеры ДЭТ-250. Они доставляются пожарным поездом и отправляются на место ЧС.

«В первую очередь восстановительные поезда предназначены для предотвращения и устранения последствий схода подвижного состава, - объясняет заместитель начальника восстановительного поезда станции Карталы Алексей Кравцов. - Но и для того, чтобы предотвратить и ликвидировать пожары, наша техника широко используется. Честно признаюсь: на таком сильном пожаре я работал впервые. Огонь горит вроде бы на расстоянии 100 метров, но рядом находиться  невозможно – как будто бы горит в полуметре от тебя, очень жжет. Кругом был плотный дым, нечем было дышать. В нас летели огненные искры и горящие ветки. Техника буквально кипела, но выдержала».

Бульдозер ДЭТ-250 - надежная техника, незамениая при пожарах и наводнениях
Бульдозер ДЭТ-250 - надежная техника, незамениая при пожарах и наводнениях Фото: Из личного архива

Сначала бульдозеристы нарезали так называемые «минерализованные полосы», чтобы отрезать пламени дальнейший путь. Потом стало понятно, что даже вспаханная земля не может задержать верховой пожар: огонь перекидывался через опашку. Усилился и сменил направление ветер: теперь он дул в сторону Джабыка. Развернулись и бульдозеры: теперь все силы были брошены на спасение поселка.

«Работали челночным способом: один бульдозер отталкивал вал земли, отъезжал, этот вал начинал гореть, тогда его подхватывал второй бульдозер и отталкивал дальше, - вспоминает Алексей Кравцов. - Когда пламя окружило нас со всех сторон, мы  выбрали небольшой ровный участок земли, сделали вокруг себя минерализованное поле диаметром 100 метров, встали в центр поля и только так сумели сохранить машины и жизни».

Подразделение восстановительного поезда станции Карталы
Бригада восстановительного поезда станции Карталы Фото: Из личного архива

Когда пламя стихло, бульдозеры своим ходом отправились в Запасное, а оттуда – в Мочаги и Анненск. По  пути вспахивали землю, предотвращая дальнейшее распространение пламени. Благодаря профессионализму всех подразделений МЧС и РЖД большая часть домов уцелела.

Среди тех, кто лишился крова - четыре работника железной дороги. Сейчас на ЮУЖД для них собирают средства. Материальная поддержка поступит от Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». Межрегиональный координационный совет ветеранов уже оказал помощь неработающим пенсионерам-железнодорожникам.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах